Склады забиты, спрос падает: дилеры снижают цены и раздают скидки, чтобы не утонуть в «железе»


Российский авторынок в апреле 2025 года столкнулся с новым витком снижения спроса. Несмотря на то, что продажи новых легковых автомобилей впервые в этом году превысили психологически важную отметку в 100 тысяч штук, общее падение по сравнению с апрелем 2024 года составило 25,5% — реализовано 102 107 машин. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». За первые четыре месяца 2025 года россияне купили 349 тысяч автомобилей, что почти на четверть меньше, чем за тот же период годом ранее.
Безусловным лидером по продажам остаётся Lada — на неё пришлось почти 28% рынка в апреле. Среди иностранных брендов первую строчку занимает Haval (12 925 машин), далее следуют Chery, Geely и Changan. Из китайских марок в рост вышли Belgee и Jetour, которые смогли не только удержаться, но и прибавить по сравнению с 2024 годом. А вот Exeed и Omoda потеряли почти треть и почти половину своих покупателей соответственно.
Парадокс в том, что при снижении спроса склады дилеров переполнены. По оценкам экспертов, на площадках хранится около 500 тысяч автомобилей, и это в основном машины китайского производства. Затоваренность, по словам участников рынка, наблюдается уже не первый месяц и будет сохраняться как минимум до конца второго квартала. Чтобы хоть как-то расшевелить клиентов, дилеры пошли на беспрецедентные скидки.
Как отмечает директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов, после слабого марта в апреле наблюдалась положительная динамика. Однако он подчеркнул, что май традиционно является провальным месяцем из-за длинных выходных: значительная часть клиентов возвращается к покупкам только после 12 числа.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев считает, что говорить об оживлении рынка преждевременно. По его словам, основной прирост обеспечили корпоративные закупки: каршеринговые компании и автопарки. Тогда как розничный спрос остаётся вялым.
Чтобы стимулировать продажи, дилеры предлагают скидки от 7 до 12%, а на отдельные модели прошлого года — до 30%. В пересчёте на деньги это от 200 тысяч до 1 миллиона рублей. Большинство акций приурочено к майским праздникам, но часть ограничена запасами конкретных моделей на складах.
Коммерческий директор маркетплейса Fresh Евгений Житнухин напомнил, что высокая база продаж 2023—2024 годов, а также жёсткая денежно-кредитная политика и высокая ключевая ставка ЦБ не способствуют восстановлению спроса. Автокредиты становятся менее доступными, а индексация утилизационного сбора тоже влияет на стоимость машин.
В качестве примера эксперт приводит снижение цен на Livan X6 Pro на 6%, X3 Pro — на 4%, Chery Tiggo 7 Pro Max и Exeed VX — на 2%. Несмотря на скидки, россияне пока предпочитают выжидать: надеются на снижение ставок и более выгодные условия.
Таким образом, автодилеры оказались в непростой ситуации: склады полны, спрос падает, а рынок не готов к серьёзному восстановлению. Всё будет зависеть от доступности кредитов, действий Центробанка и готовности покупателей снова поверить в стабильность.
Комментарии 1
Добавление комментария
Комментарии