Рост цен на молочную продукцию: экономист объясняет причины и предостерегает от паники
С началом осени цены на молочные продукты в России стали расти, и это не прошло незамеченным для потребителей. Экономист Леонид Холод в эфире радио Sputnik объяснил, что подорожание молочной продукции имеет объективные причины, однако ситуация также подкрепляется и психологическим фактором: действия самих покупателей могут способствовать резким скачкам цен.
Эксперт отметил, что производители молока заинтересованы в предсказуемой ситуации на рынке и в стабильном спросе, поскольку это облегчает планирование и снижение производственных рисков. В то же время, как поясняет Холод, рост цен на молочную продукцию действительно обоснован объективными экономическими факторами. Но точный масштаб этих факторов и их влияние на стоимость товара сложно оценить. Именно в таких ситуациях важно активное участие антимонопольных органов, которые могли бы следить за соблюдением конкурентных условий, чтобы избежать искусственного завышения цен.
Леонид Холод также подчеркнул важность «экспортного и импортного клапана», то есть регуляции ввоза и вывоза продукции, что могло бы сдерживать цены на внутреннем рынке. Но есть и ещё один, третий фактор, который экономист выделил в особую категорию. Речь идёт о поведении самих покупателей. В условиях роста цен у потребителей возникает страх, что продукт может вовсе исчезнуть с полок магазинов, что, по словам Холода, и подогревает ажиотажный спрос. В попытке закупиться «про запас» люди часто сами стимулируют дальнейшее подорожание.
Экономист напомнил, что рост цен — сложный процесс, и он редко связан только с недостатком продуктов. Поэтому, если у покупателей возникает ощущение, что стоимость товара увеличивается или что его может не хватить, Холод рекомендует не поддаваться панике и не скупать большие партии, поскольку это только усугубляет ситуацию. Спонтанные и массовые закупки приводят к дополнительному спросу, на который рынок не всегда успевает отреагировать, и это вызывает ещё большее повышение цен.
Эта цепочка действий — паника, закупка, подорожание — только усиливает нагрузку на рынок и отчасти способствует его нестабильности. В результате возникают те самые скачки цен, которые в первую очередь бьют по кошелькам самих потребителей. Чтобы избежать таких ситуаций, эксперт рекомендует сохранять спокойствие и доверять экономическим регуляторам, которые могут воздействовать на ценовую политику производителей.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии