Доуправлялись? Управляющие компании могут быть возвращены в собственность государства

 

Сенсационное заявление руководителя ФАС Игоря Артемьева, обвинившего коммунальную сферу в двукратном завышении тарифов на свои услуги, вызвало отклик не только на нижних, но и на верхних этажах общественного здания. 

Жесткую оценку в адрес российской системы ЖКХ высказал один из самых влиятельных российских политиков Алексей Пушков -  член Совета Федерации, представитель России в Парламентской ассамблее Совета Европы. 

По информации РИА Новости, Пушков назвал работу управляющих компаний неудовлетворительной. Он привел яркий пример непрофессионализма и безграмотности одной из УК в городе Перми, где владельцу квартиры общей площадью 40 кв. м. выставили месячный счет за «коммуналку» в немыслимой сумме 2 млн. 200 тыс. руб., сочтя прописанными в этой клетушке ни много, ни мало 4 050 человек! 

И это лишь одно из многочисленных критических выступлений по поводу УК, прозвучавших «сверху» за последние два года. Шлюз для целого потока негодования со стороны политиков и чиновников открыл в июне 2017-го Владимир Путин, призвавший пересмотреть отношения государства с УК и резко усилить госконтроль за этой сферой деятельности.

Однако за прошедшее время практически ничего не изменилось. Управляющие компании продолжают дерзко и безбоязненно обирать сограждан, невзирая на их возраст, имущественное положение и общественные заслуги. При этом количество инстанций, призванных решать поставленную Президентом задачу, составляет довольно внушительный список. Здесь и прокуратура с судом, и росжилнадзор с роспотребнадзором, и жилищная инспекция с антимонопольной службой, и Минстрой с Минэнерго. Словом, много толков, да мало толку… 

Тем временем протестные настроения в регионах растут. Местные власти уже не могут игнорировать эти процессы, несущие угрозу общественной стабильности. Тем более что примеры  «муниципализации» управляющих компаний в стране есть: в городе Ульяновске уже не первый год успешно работают несколько крупных УК под эгидой городской администрации и более десятка муниципальных УК в административных районах Ульяновской области. Они последовательно расширяют сферы своего влияния и в перспективе могут полностью выдавить частные компании с рынка управления жильем.  

Учитывая, что подобные эксперименты на местах вряд ли могли бы состояться без санкции из федерального центра, можно предположить, что вслед за  малой родиной Ленина последуют и другие регионы, и не только из пресловутого «красного пояса» России. 

Войдет ли в их число Вологодчина – сложный вопрос. С одной стороны, градус недовольства вологжан работой УК не ниже, чем во многих других субъектах Федерации. С другой стороны, юридические основания для отстранения УК от их прав и обязанностей на данный момент отсутствуют. И это очень важное для нас обстоятельство. Если, конечно, мы действительно хотим считать себя правовым государством…