Политика
570

Экономист о словах Чубайса: «лошадь» нас еще повозит

 

Председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс, говоря об обвале нефтяного рынка, вспомнил ковбойскую поговорку о дохлой лошади. Директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец прокомментировал заявления Чубайса.

Председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс назвал падение цен на мировом рынке нефти «набатным колоколом» для России. По его словам, нефть – это «хребет» российской экономики, а обвал в очередной раз указывает на необходимость менять ее структуру.

«Есть известная ковбойская поговорка: если лошадь сдохла, с нее надо слезать», – сказал Чубайс в интервью Forbes.

Глава «Роснано» отметил, что цены на нефть даже по оптимистичным прогнозам не поднимутся выше 40 долларов за баррель.

«Чудесно, у нас в этом году бюджет рассчитан исходя из 42,5 доллара за баррель. Невозможно подвергать страну стратегическому риску из-за такой структуры экономики», – считает он.

По мнению Чубайса, для выхода из кризиса России необходимо сосредоточиться на развитии инновационной экономики.

Директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец прокомментировал слова Чубайса в его же терминологии.

«Во-первых, с этой «лошади» слезать рано, она еще Россию повозит, и не одно десятилетие. Нынешняя проблема связана с коронавирусом – этот жуткий нефтяной кризис мы получили из-за того, что закрылись международные и внутренние перевозки. Надо понимать, что половина мирового потребления нефти – это транспорт: самолеты, автомобили, морские суда. Поэтому сейчас такая жесткая просадка нефтяного рынка. Если бы ее не было, то и таких цен на нефть мы бы не увидели. …Есть основание предполагать, что восстановление этого рынка не за горами, и уже через несколько месяцев слова Чубайса о дохлой лошади окажутся неверными», – сказал Алексей Зубец.

Кроме того, по его словам, ставка на высокотехнологичные производства сегодня, «скорее, проигрышна, чем выигрышна».

«Точка зрения, которую озвучил Чубайс, была бы правильная десятилетия назад. Сегодня мы видим, как, например, американцы давят на Китай, чтобы избавиться от конкуренции высокотехнологичных китайских компаний. Если Россия выйдет на мировой рынок, например, со своими смартфонами, компьютерами, то нет никакой уверенности в том, что мы не подвергнемся такому же точно давлению. Выходить на рынок высокотехнологичной продукции надо было лет 20-30 назад. Если мы на нем сегодня не закрепились, выйти на него все сложнее», – считает экономист.

Вместе с тем, отметил он, есть сегменты, на которых нам можно и нужно работать.

«Это, прежде всего, софт, IT-продукты, рассчитанные на разные отрасли экономики. Здесь у нас очень серьезная позиция, это одна из основных статей экспорта России – это, по разным оценкам, от 10 до 20 миллиардов долларов. И Россия может наращивать экспорт такой высокотехнологичной продукции на международный рынок», –  подчеркнул Алексей Зубец.