Турбулентность усиливается: ученые предупреждают о новой опасности для авиапассажиров

Плохие новости для тех, кто боится летать: по данным ученых из Университета Рединга (Великобритания), воздушная турбулентность — один из главных страхов пассажиров авиалайнеров — в ближайшие десятилетия станет заметно сильнее и непредсказуемее. Причина — изменение климата, которое уже влияет на структуру атмосферных потоков на высоте полета самолетов.
Как показало новое исследование, опубликованное в журнале Journal of the Atmospheric Sciences, глобальное потепление нарушает работу реактивных струйных течений — узких, быстро движущихся потоков воздуха, расположенных на высоте около 10–11 км. Именно по ним обычно курсируют авиалайнеры, чтобы экономить топливо и время. Однако из-за изменений в температурном балансе атмосферы эти потоки становятся более нестабильными, усиливая явление, известное как турбулентность в чистом воздухе (CAT).
Турбулентность в чистом воздухе — это невидимые резкие воздушные толчки, возникающие без видимых погодных причин, таких как грозы. Она не фиксируется метеорадарами и практически не поддается прогнозу. Это делает её особенно опасной: самолет может попасть в воздушную яму буквально "из ниоткуда", что приводит к сильным встряскам, травмам пассажиров и членов экипажа, а в редких случаях — даже к смертельным случаям.
Так, профессор Пол Уильямс, один из авторов исследования, отметил, что из-за нарастающей нестабильности атмосферы экипажам, вероятно, придется дольше держать пассажиров пристегнутыми и чаще приостанавливать обслуживание на борту. Также он подчеркнул необходимость разработки новых технологий для раннего выявления турбулентности.
Сценарии будущего, просчитанные с помощью 26 современных климатических моделей, показали, что к 2100 году риск турбулентности вырастет значительно. Даже при умеренном сценарии глобального потепления (SSP2–4.5) — когда выбросы углекислого газа постепенно начнут снижаться — сдвиг ветра в струйных течениях увеличится на 16%. В более пессимистичном прогнозе (SSP5–8.5), при котором выбросы продолжат расти, усиление составит 27%. Это приведет к увеличению числа и интенсивности турбулентных зон по всему миру — как в северном, так и в южном полушарии.
Уже сейчас, по данным исследователей, ежегодно десятки тысяч рейсов сталкиваются с сильной турбулентностью. Это обходится мировой авиационной отрасли примерно в 1 миллиард долларов ежегодно: учитываются затраты на ремонт самолетов, лечение травм пассажиров и компенсации за задержки рейсов.
Хотя фатальные случаи при турбулентности крайне редки, травмы — вовсе не исключение. Удары головой, вывихи, переломы — типичные последствия для тех, кто не был пристегнут в момент резкой встряски. Исследователи подчеркивают, что даже при небольшом толчке незакрепленные предметы могут нанести серьезный вред.
Особую опасность представляют случаи, когда люди перемещаются по салону, не ожидая удара. Именно поэтому авиакомпании в будущем могут ужесточить правила: чаще просить пассажиров оставаться пристегнутыми и реже проводить обслуживание вне стабильных зон.
Пока ученые и инженеры ищут решения: в том числе — более точные алгоритмы предсказания турбулентности, датчики нового поколения и системы автоматического обнаружения сдвига ветра. Но важно помнить, что проблема не решится в ближайшие годы: турбулентность — лишь одно из проявлений изменений климата, с которыми придется научиться жить.
Так что, если вы и раньше не любили летать, — пристегивайтесь покрепче. Воздушное путешествие может стать чуть более "встряхивающим", чем раньше.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии