Повышение НДС может привести к закрытию до 20% пунктов выдачи заказов в России


Планируемое правительством повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22% может ударить по сфере электронной коммерции. По оценке Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), такие изменения способны привести к закрытию от 10 до 20% пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей стране уже в 2025–2026 годах.
Как пояснили в организации, ключевым фактором риска станет не только увеличение ставки НДС, но и сопутствующие поправки Министерства финансов. В частности, ведомство предложило снизить порог годового дохода для обязательной уплаты НДС с 60 до 10 миллионов рублей. Это означает, что тысячи небольших компаний, прежде освобожденных от налога, теперь будут вынуждены платить его на общих основаниях.
Эксперты отмечают, что только повышение ставки налога на два процентных пункта способно увеличить цены на маркетплейсах примерно на 1,7%, однако бизнес заложит дополнительные издержки — рост стоимости логистики, сырья и комиссий торговых площадок. В итоге подорожание товаров может составить от 5 до 15%. Для компаний с оборотом от 60 до 240 миллионов рублей рост может быть еще выше — до 25%.
В АУРЭК считают, что это приведет к снижению покупательской активности, особенно в сегменте дорогостоящих товаров: премиальной техники, мебели и брендовой одежды. Меньшее количество заказов повлечет за собой снижение выручки ПВЗ и, как следствие, массовое закрытие нерентабельных точек.
По прогнозам аналитиков, рынок пунктов выдачи ждёт трансформация. Инвесторы, которые раньше стремились «открыть как можно больше ПВЗ», теперь переходят к стратегии «открывать только прибыльные». Ожидается, что часть традиционных пунктов будет заменена постаматами и автоматизированными центрами, поскольку их обслуживание дешевле и не требует большого числа сотрудников.
Под угрозой, в первую очередь, оказываются маленькие франчайзинговые ПВЗ в центральных районах городов с высокой арендной ставкой, а также точки с низким потоком клиентов на окраинах. Крупные игроки с развитой логистикой, наоборот, смогут укрепить свои позиции, поскольку у них больше возможностей адаптироваться к новым экономическим условиям.
По данным сервиса «Яндекс Карты», на начало октября 2025 года в России работает около 208,4 тысячи пунктов выдачи заказов, из них 17,2 тысячи — в Москве и 7,8 тысячи — в Санкт-Петербурге. Эксперты предупреждают: если налоговая реформа будет утверждена в предложенном виде, уже через год их число может заметно сократиться.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии