Общество
1
571

Изменения утильсбора не затронут 90% авторынка России: чего ждать автовладельцам

Фото:
Фото: "Череповец-Поиск"

Корректировка механизма расчета утилизационного сбора, предложенная Минпромторгом, не приведет к серьезным изменениям на российском авторынке. По оценке экспертов, новые правила не затронут примерно 90% продаваемых автомобилей, поскольку большая часть машин сегодня производится на территории России или имеет высокую степень локализации.

Генеральный директор компании «Рольф» Светлана Виноградова в беседе с РИА Новости пояснила, что значительная доля авторынка защищена от последствий обновленного утильсбора. По ее словам, около 32% продаж в стране приходится на отечественные марки, а еще порядка 60% — на китайские бренды, большинство которых также имеют локализованные сборочные площадки. Исключением пока остается только Geely, однако, как отметила эксперт, компания уже рассматривает возможности организации производства в России.

Изменения утильсбора начнут действовать с 1 ноября 2025 года, согласно проекту постановления правительства. Новая система будет учитывать мощность двигателя автомобиля. Сейчас ставка для новых машин с объемом двигателя до трех литров составляет 3,4 тысячи рублей, а для автомобилей старше трех лет — 5,2 тысячи рублей. После введения поправок льготная ставка сохранится только для машин с двигателем мощностью до 160 лошадиных сил.

По словам Виноградовой, наиболее ощутимыми изменения окажутся для сегмента электромобилей и гибридных авто, который пока занимает около 5% рынка. Для таких моделей рост утильсбора может привести к значительному увеличению стоимости. Например, цена популярного электрокара Zeekr 001 может вырасти на 1,5 миллиона рублей и более.

Оставшиеся 8–10% рынка составляют автомобили, ввозимые в страну по схемам параллельного импорта — в том числе модели ушедших брендов. Для официальных дилеров, занимающихся поставками на коммерческой основе, корректировка утильсбора не станет серьезным ударом. Однако те, кто оформлял автомобили на физических лиц, чтобы снизить издержки, действительно ощутят последствия реформы — теперь такая схема перестанет давать конкурентные преимущества.

Эксперт подчеркнула, что утильсбор не станет главным фактором, влияющим на спрос и цены на автомобили. Гораздо больший эффект, по ее словам, оказывают курс валют, логистика и доступность автокредитов.