Бес паники: можно ли начинать бояться штамма «омикрон»

Александр Немоляев
Фото: moyaokruga.ru

Деловой журнал Forbes опубликовал статью молекулярного биолога, автора книги «Вирус который сломал планету» Ирины Якутенко. Женщина-ученый, которая, что называется, в теме, высказала свои мысли по поводу южноафриканского штамма «омикрон» и его реальной опасности.

В целом, разброс сценариев очень широк: по словам Якутенко, от новой вспышки болезни и жестких локдаунов до перехода пандемии в более мягкую стадию. Главная причина таких противоречивых прогнозов – слабая изученность штамма. Здесь можно привести большую цитату, которая полностью иллюстрирует точку зрения биолога.

«Наверняка сказать, насколько опасным окажется «омикрон», пока невозможно. Да, в виде последовательности его геном выглядит крайне неприятно, но достоверно узнать, уходит ли B.1.1.529 от антител переболевших и вакцинированных, можно будет только по итогам лабораторных экспериментов… Чаще всего в таких работах используют не настоящий SARS-CoV-2, а так называемые псевдовирусы (специально ослабленные для использования в лабораториях вирусы), в геном которых вставляют ген коронавирусного спайк-белка. На то, чтобы создать новый псевдовирус, нарастить его в достаточных количествах и провести эксперимент, требуется время — первые предварительные результаты появятся в промежутке от полутора до трех недель.

А вот эпидемиологические и клинические данные так быстро получить не удастся. При этом именно они позволят ученым оценить скорость распространения вируса, его реальную заразность и патогенность. К таким данным относятся, например, среднее количество людей, которых заражает один инфицированный, время, проходящее между заражением одного человека и следующего, время проявления симптомов, среднее количество дней, через которое симптомы проходят или, наоборот, ухудшаются, описание и динамика собственно этих симптомов. Пока известно лишь, что на ранних стадиях болезни у пациентов не пропадает обоняние и редко бывает температура, зато они жалуются на сильную усталость и мышечные боли.

К сожалению, в африканских странах, на которые сейчас приходится большая часть заражений «омикроном», сбор всех этих данных налажен плохо. Кроме того, с начала распространения B.1.1.529 прошло мало времени, так что информации о частоте попадания в реанимацию пока просто нет — с предыдущими штаммами для развития тяжелого и критического состояния требовалось две-три недели», - пишет Ирина Якутенко.

Она отмечает, что «омикрон» действительно радикально отличается от ранее известных штаммов – если вкратце, именно это является причиной опасений, что имеющиеся у привитого (или переболевшего) человека антитела от коронавируса могут не «распознать» новую угрозу. По мнению ученой, спасением от ковида в любом случае останется вакцинация. В то же время, ее выводы ставят под большое сомнение, например, адаптацию вакцины «Спутник V» к «омикрону» в течение 10 дней, о чем заявлял руководитель Центра им. Гамалеи Александр Гинцбург.