«Лев Яшин»: а это точно вратарь нашей мечты?

Культура
05:40
580 просмотров
Иван Чухломин

 

Несколько лет назад российские киноделы отыскали золотую жилу – режиссёр Антон Мегердичев назвал её «заказом на счастливое прошлое». И правда: ничто не вдохновляет зрителей больше, чем истории памятных спортивных побед. «Легенда № 17», «Движение вверх», «Чемпионы»… На этом фоне байопик про Льва Яшина – лучшего вратаря в истории футбола – стал делом времени. А тут и повод появился – 90 лет со дня рождения. Ставить картину выписали Василия Чигинского, который ранее снял военную драму «Первый после Бога». Играть Яшина утвердили дебютанта Александра Фокина (видимо, из-за отдалённого внешнего сходства – у Евгения Цыганова и Игоря Петренко, числившихся в соискателях роли, его нет вообще).

Правда, называть «Вратаря» байопиком и уж тем более– спортивной драмой – неверно. Тут больше подходит термин «киноикона» (на худой конец – «экранизация статьи из Википедии»). Сюжет пунктиром проходит по всем значимым событиям в биографии великого вратаря: трудный путь в основу «Динамо» – триумф на Евро 1960-го года – всеобщее презрение после поражения на мундиале в Чили – и наконец вершина карьеры – матч за сборную мировых звёзд на «Уэмбли». К сожалению, в финале чувство вкуса изменяет Чигинскому: завершает ленту он весьма спорной сценой – показывает Яшина в последний год жизни, хотя мог сделать это раньше – куда эффектнее и метафоричнее (вспомните концовку «Легенды № 17»).

В отличие от той же «Легенды», которая сосредотачивалась всего на двух фигурах: хоккеиста Харламова и тренера Тарасова – во «Вратаре» есть место многим культовым персоналиям советского футбола: мелькнут и Алексей Хомич (Алексей Кравченко), защищавший ворота «Динамо» в послевоенном вояже по Англии, и Гавриил Качалин (Михаил Елисеев), тренер, сделавший СССР первым чемпионом Европы, и мастодонт комментаторского цеха Николай Озеров (Андрей Леонов). Но времени на их раскрытие не отпущено, поэтому герои остаются просто Наставником, просто Тренером, просто Комментатором. Да и самого Яшина картина изображает этаким ходячим памятником – Великим Вратарём, которого сначала все любят, потом не любят, а потом снова любят. Режиссёр будто ловит себя на мысли: рассказывать о жизни выдающегося и вместе с тем порядочного человека – скучно. Нет привычного для российского кино копания в грязном белье и злобных кагэбешников (привет тебе, «Высоцкий» Буслова).

Фильм тонет в одинаковых сценах встреч в аэропорту и плохо смонтированных отрывках футбольных матчей. Единственный штрих, которым Чигинский разбавляет предельно стерильную историю, – мысль, в полный рост встающая после каждого матча сборной: любят у нас победителей, а вот проигравших – не любят, ой как не любят. 

Выполняя задачу-минимум – рассказать о лучшем вратаре в мире – главной цели – объяснить, почему Яшин им стал – кино не достигает. Режиссёр предлагает оскорбительно очевидный ответ: «Потому что любил футбол». Что ж, для тех, кому имена Бескова и Метревели ничего не говорят, – неплохой экскурс в историю. Для представителей старшего поколения – повод поностальгировать. Сделано с уважением к монументальной личности – и на том спасибо. Теперь ждём сольника про Эдуарда Стрельцова. Что-то подсказывает: уж там-то создатели развернутся на полную. 

Оценка: 6/10 Рейтинг: 6+

Источник: vologda-poisk.ru