Экономика
695

Желание и реальность: что мешает лоукостерам в России?

 

Российские авиакомпании хотят создать лоукост-подразделения, заявил глава Росавиации Александр Нерадько. Пока же на рынке по-прежнему существует только один подобный перевозчик – «Победа». 

Российские авиакомпании заинтересовались развитием сегмента низкобюджетных перевозок. Об этом, выступая на конференции «Транспортная неделя-2020», заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько.  Он отметил, что авиакомпания «Победа» в период пандемии демонстрирует великолепные показатели перевозок пассажиров, имея невысокую стоимость билетов.

За несколько дней до выступления Нерадько экс-глава «Аэрофлота» Виталий Савельев также отмечал значимость лоукостеров для России. На заседании профильного комитета Госдумы Савельев заявил, что таких авиакомпаний, как «Победа», в стране должно быть больше.

В эфире радио Sputnik заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества», эксперт в области авиации Дмитрий Дрозденко поделился своим мнением о состоянии российского рынка бюджетных авиаперевозок.

«Бизнес-модель лоукостера подразумевает низкие расходы, а потом уже низкие тарифы. Иначе получается демпинг. Кроме того, лоукостер может зарабатывать только на больших объемах перевозок. Для них важно следовать своей бизнес-модели - максимально минимизированные издержки. Это требование распространяется от техники до подготовки персонала. Самолеты должны быть максимально новыми, максимально нагруженными, быть одного класса, чтобы компания тратила меньше денег на подготовку персонала и обслуживание машин. Также работа с продажей услуг: схема оплаты билетов, их продажи, устранение посредников между пассажиром и перевозчиком. Это целый комплекс мер, который подразумевает снижение издержек. Да, не будет сервиса, самолет может прилетать во второстепенный аэропорт и иметь ограничения по багажу, но в результате мы получаем низкую цену билета», - отметил он.

Не первый, но по-прежнему единственный лоукостер в России – авиакомпания «Победа». Стопроцентное дочернее предприятие «Аэрофлота» начало свою историю в 2014 году. До этого у «Аэрофлота» была такая же структура «Добролёт», именно с неё авиакомпания начинала осваивать сегмент бюджетных авиаперевозок, однако, из-за введения Европейским союзом санкций против России, деятельность «Добролета» пришлось приостановить. До «Аэрофлота» расширить российский рынок лоукостеров пытались и другие, но до сегодняшнего дня ни одна из таких компаний не дожила.

Независимый аналитик Дмитрий Адамидов видит в этом системную проблему.

«Я бы сказал, что в России вообще не очень благоприятная среда для лоукостеров. В основном, по регуляторным причинам. Даже в хорошие времена эта модель не выживала. Лоукостер это, строго говоря, маршрутка. Он должен прилететь, разгрузиться и улететь. У нас, объективно, межполетный отрезок занимает много времени. Пилот только час бумаги пишет, также есть жесткие требования к смене экипажа. Нужно очень серьезно переписывать кучу нормативных актов. О необходимости появления лоукостеров говорят, но обычно эти разговоры возникают, когда цены на билеты сильно возрастают. Так что пока это больше риторика. Кроме того, сейчас для авиации время не очень хорошее. Из-за последствий пандемии вся мировая отрасль продолжает существовать, благодаря дотациям», - сказал Адамидов.