Политика
922

Виктор Леухин: «Новый закон сделает местную власть менее доступной для граждан»

«Власть все больше отдаляется от народа», - к такому выводу пришли участники заседания фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ЗА ПРАВДУ в Законодательном Собрании Вологодской области.

В мероприятии, организованном в формате круглого стола,   приняли участие  депутаты Законодательного Собрания области, главы и депутаты сельских поселений, представители общественных организаций.

История вопроса такова. По итогам референдума в позапрошлом году были внесены  изменения в Конституцию РФ, согласно которым местное самоуправление (МСУ) становится органом публичной власти. В продолжение этой темы в Госдуме был разработан соответствующий  законопроект  №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Из этого  документа следует, что помимо встраивания МСУ в единую систему публичной власти новый законопроект предусматривает переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами (в их состав войдут нынешние городские и сельские поселения). Кроме того, авторы законопроекта  предлагают наделить губернаторов правом единолично отбирать кандидатов в мэры (в случае их избрания местными советами) и так же самостоятельно отрешать их от должности.

Как выразился  руководитель фракции СРЗП в ЗСО Виктор Леухин, не надо быть провидцем, чтобы понять к каким негативным последствиям   приведет эта реформа.«Подается эта законодательная  новелла, как водится,  под благовидным предлогом -   чтобы  людям было понятнее, к кому обращаться за помощью. Однако даже при поверхностном чтении законопроекта становится понятно, что это лукавство, поскольку  закон делает местную власть менее доступной для граждан. Особенно тревожит, что сковывается активность сельских жителей, привыкших  «всем миром» избирать руководителя поселения, пользующихся наибольшим доверием населения», - считает Виктор Леухин.

В этом вопросе с коллегой  солидарен Владислав Зворыкин, член фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ЗА ПРАВДУ в Законодательном Собрании области. В  своем выступлении депутат   акцентировал  внимание участников заседания  на возможные негативные последствия установления жесткой вертикали власти: «Под видом объединения и укрупнения происходит  по большому счету ликвидация сельских поселений вместе с их главами. И это ни к чему хорошему  привести не сможет. И вот почему. Если глава муниципального образования  не избирается народом, а назначается губернатором, то тот вряд ли тот, опасаясь потерять работу,  будет отстаивать интересы местного населения».

По словам Владислава Зворыкина в «спорном» законопроекте имеют место быть и целесообразные предложения, в частности, это уход от двухглавой системы управления: "Было бы логичнее внести соответствующие изменения в действующий закон о местном самоуправлении, а не принимать новый закон, тем более в том виде, в котором он есть".

Не менее серьезное беспокойство по поводу  намеченной  реформы выказали участники процесса -  руководители  поселений и депутаты представительных собраний, оказавшиеся под катком реформы. 

Сергей Чигин,  глава сельского поселения Явенгское Вожегодского района, отметил, что ничего хорошего от муниципальной реформы ждать не приходится: «Этот законопроект якобы возвращает управление на местах к советскому времени. Но законодатели не учли, что раньше были колхозы и совхозы, которые все делали: строили школы, детские сады, больницы, расчищали дороги, решали вопросы с освещением. Сейчас глава поселения решает эти вопросы сам.  В случае ликвидации сельских поселений  чиновники из окружной администрации со всеми задачами из-за большого объема не справятся, тем более, что  расстояние от некоторых поселений до райцентра исчисляется десятками  километров.  А значит,  пострадает качество обслуживания дорог, зачахнет  сельский спорт, а за ним – культура».

Александр Тельтевской, глава Самотовинского сельского поселения,  пояснил, что реформа предполагает, что  выборов глав и депутатов поселения - не будет. Вместо бюджетов предлагается осуществление  полномочий и функций  территориальных  отделов  по сметам, которую  поселение должно составить и защитить финансирование  по ней в районе. Вместо Советов депутатов поселений создаются общественные Советы, которые предлагают  инициативы, включают в сметы (их  решения носят рекомендательный характер).

Александр Тельтевской привел пример Каргопольского района Архангельской области, где год назад был создан муниципальный округ.  «Изучив опыт наших соседей, я понял, что практически все насущные вопросы на их территории решать стало гораздо сложнее, чем прежде, а порой и невозможно. Эти проблемы усугубляет еще и социальная составляющая:  Для сельских поселений сокращение штата  квалифицированных специалистов, без права трудоустройства приведет  к росту безработицы на селе, негативным социальным последствиям,  росту протестных настроений, дальнейшему  оттоку из сел», -  предполагает  глава сельского поселения.

Заместитель председателя Совета города Харовска Николай Басков напомнил участникам круглого стола о том, что нынешняя реформа местного самоуправления является отголоском того периода 90-х, начала 2000 годов, когда в сельских поселениях были администрации, главы которых назначались районным руководством. 

У тех поселковых   администраций  не было своих бюджетов, а  финансирование производилось на основании  смет расходов сельских территорий, которые ежегодно защищались.  Вот так и жили до  2003 года. А потом был выпущен закон 131-ФЗ, положивший начало нынешней двухуровневой ветви муниципальной власти, но зато у сельских и городских поселений появились свои бюджеты, которые пусть и недостаточные, но все таки позволяли самостоятельно сельским администрациям решать отдельные вопросы местного сообщества на своих территориях.  Позже начались вносится поправки в Закон  «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми фактически разрушили принципы организации и существование местного самоуправления. Предлагаемый сейчас Закон фактически добивает существование местного самоуправления. А создается вертикаль государственного управления с верху до низу , - отметил  Николай Басков.     

Тревожит и то, что реформа местного самоуправления   проводится в спешке и пока вызывает непонимание   со стороны  участников реформистского процесса и экспертов. В частности, пока им не удается взять в толк, каким образом очередная реформа впишется в  Стратегию социально-экономического развития Вологодской области 2030, где одной из главных задач является пространственное развитие территорий.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!

Вологда, ул. Предтеченская, д.19, каб. 414