эксклюзив
531

Неудавшийся «Гамбит парашютиста»: как сотрудники госбезопасности при взаимодействии с жителями Архангельской и Вологодской областей сорвали диверсию в Коноше

1 сентября 1942 года в окрестностях железнодорожной станции Коноша Архангельской области началось продолжительное противостояние вражеским лазутчикам, участие в котором приняли курсанты пехотного училища из Великого Устюга и вологодские «Ястребки», то есть бойцы истребительных батальонов.

С темного неба спустились парашюты – 13 диверсантов-эстонцев планировали нарушить стратегически важное сообщение между фронтом и тылом. 

Коноша в те годы представляла собой важный транспортный узел. Через нее шли эшелоны с военной техникой по программе Ленд-лиза из Архангельска, а также составы с углем из Воркуты. Союзники из Англии и США почти каждодневно интересовались, как проходят разгрузки кораблей и транспортировка груза. В переписках И. В. Сталина с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом город Архангельск упоминается почти каждый день. Лидеры союзных стран хотели знать, как быстро эшелоны с их грузом попадают на фронт. Остановка движения на этом участке могла серьезно повлиять на ход военных действий.

 

Несмотря на то, что врагов выследили довольно быстро и их группа оказалась в окружении, обезвредить диверсантов удалось только спустя два с половиной месяца. В этой операции были задействованы внушительные силы: 19 истребительных отрядов, общая численность которых составила более 2000 человек. Среди тех, кто оказал неоценимую помощь сотрудникам НКВД в поимке диверсантов, были курсанты Великого Устюга, милиционеры, охранники лагерей и железнодорожных путей, а также порядка 250-ти отважных и подготовленных женщин. К слову, женщинам действительно довелось продемонстрировать как храбрость, так и находчивость, когда они в ночи патрулировали тайгу. За успешное противодействие противнику некоторые их них были награждены обрезками ткани для платья. 

Северные лесные чащи стали местом, где развернулась долгая и напряженная погоня. В эти тяжелые дни проявить себя успели местные лесники, рыбаки и даже деревенские мальчишки. Диверсанты постоянно меняли местоположение, уходя от преследования, в то время как советские бойцы методично прочесывали каждый метр территории. Значительная роль в этой операции, организованной сотрудниками государственной безопасности, была отведена нашим землякам – вологодским истребительным батальонам и курсантам Великоустюгского пехотного училища. Более двух месяцев поисковые группы с собаками и пеленгаторами преследовали диверсантов, скрывавшихся в лесах и болотах.

Силы врага в течение этих месяцев ликвидировались по частям. Противники, оказавшиеся довольно изворотливыми, прятались, в основном на болотах. Во время передышки готовили яд для преследующих их собак. Поворотный момент наступил в ночь на 27 сентября. Группа бойцов истребительного батальона наткнулась на оставшихся диверсантов, расположившихся в палатке. В короткой перестрелке один лазутчик был уничтожен, другой получил ранение, а еще пятеро снова успели скрыться, однако на сей раз, удирая, они оставили прямо в палатке ценные документы – аэрофотокарты и шифры.

Кульминация продолжительной схватки произошла только 8 ноября 1942 года. Прибывший за диверсантами немецкий гидросамолет, успевший взять на борт уцелевших членов вражеской группы, был подбит пулеметами с барж на озере Лача, где лазутчиков ждали наши бойцы. Подбитый самолет вскоре рухнул. 

Эта операция Абвера, известная под кодовым названием «Гамбит парашютиста», завершилась полным провалом. Благодаря самоотверженности контрразведчиков, бойцов истребительных батальонов и местных жителей, железнодорожное сообщение не было нарушено. По итогу операции 9 диверсантов были пленены, а еще 4 – убиты. На папке с докладом об успешной операции, с которым Берия выступил перед Сталиным, была сделана пометка: «Хорошо получилось». Эшелоны с военной техникой и стратегическими грузами продолжали следовать на фронт согласно расписанию, обеспечивая защитников Отечества необходимым снабжением.
В том случае, если бы важное сообщение с Вологдой и Москвой было нарушено диверсантами, а вражеские разведчики изучили состав грузов, значение помощи от союзных государств могло бы обесцениться.

Эта история – яркий пример того, как благодаря своим слаженным действиям советские защитники не подпустили опасного противника к важнейшей транспортной артерии и тем самым отвели серьезную угрозу от Родины.