image

Довыборы в Череповецкую гордуму как зеркало политической эволюции

Политика
10:56
2 968 просмотров
Михаил Ростов


Итак, Единый день голосования-2020 позади. И хотя официальные итоги большого политического воскресенья будут объявлены позже, некоторые выводы напрашиваются сами собой. 

В качестве своеобразного индикатора, свидетельствующего о тенденциях в настроениях избирателей Вологодской области, можно использовать довыборы депутата Череповецкой городской думы по избирательному округу №3, состоявшиеся в связи с добровольной отставкой одного из депутатов действующего созыва. 

В первую очередь обращает на себя внимание довольно низкая для конкурентных выборов явка избирателей – немногим больше 12 процентов. Причем ссылки на дачный сезон в данном случае неубедительны: вчерашний день был непогожим и мало подходил для времяпрепровождения на открытом воздухе. 

Надо полагать, что инертное отношение череповчан к голосованию,  во-первых, отражает падение доверия избирателей к выборам в целом (этот процесс, заметим, начался не вчера и, видимо, закончится не завтра); во-вторых, свидетельствует о снижении авторитета представительных органов власти, которые остались властью разве что по названию, без боя уступив приоритет исполнительным органам.   

На этом фоне безоговорочная победа представителя корпорации «Северсталь» единоросса Михаила Колбиченкова едва ли может сильно согреть душу партии власти. Из 11548 избирателей 3-го городского округа за Колбиченкова проголосовало около 790 человек, т.е. 6,5 процентов от общего количества имеющих право голоса. «Без риска победив, без славы торжествуешь», - говорил по аналогичному поводу  французский поэт Пьер Корнель.  А ведь ровно через год состоятся выборы нового созыва Государственной Думы РФ, и столь невысокий рейтинг единороссов в индустриальной столице региона не обещает им легкой жизни в предвыборный период.     

Но еще меньше поводов для радости оставили итоги череповецких выборов оппозиционным силам. Ни представитель правой оппозиции (ЛДПР) Дмитрий Малахов, ни представитель левой оппозиции (КПРФ) Алексей Кощеев не смогли добиться мало-мальски значительных результатов: общий «урожай» отданных за этих кандидатов голосов (менее чем по 300 у каждого) очевидным образом уступает проголосовавшим за одного Колбиченкова. Это наталкивает на мысль, что традиционные инструменты предвыборной борьбы (листовки, буклеты, встречи с избирателями и т.п.) в значительной степени утратили былую эффективность, поскольку победитель в этом отношении был довольно пассивен, в то время как побежденные (особенно Алексей Кощеев) делали все возможное, чтобы склонить избирателей на свою сторону.       

Общий вывод состоит в том, что наша политика все больше сближается с европейской моделью, которая отмечена крайне низким интересом избирателей к выборным процедурам. Назвать такую систему полноценной демократией трудно, поскольку реально власть выбирает не большинство, а весьма незначительная часть населения. В Древней Греции такой режим называли плутократией…