Этика экстремальных дней: кого врачи спасают первыми

Здравоохранение
11:44
380 просмотров
Иван Чухломин

Кого спасать в первую очередь, если в приемное отделение больницы попадает сразу несколько человек с одним диагнозом, но в состоянии разной тяжести? Медики по всему миру столкнулись с этической проблемой. О том, как приходится ее решать, – радио Sputnik.

Процесс оказания экстренной медицинской помощи в России пришлось резко изменить. Часть больниц перепрофилировали, где-то отдали под "красные зоны" целые отделения, методики работы "скорой" и аптечной сети – все работает по-новому. Появилась информация, что перед докторами в таких условиях стоит дилемма – кого спасать в первую очередь, если ресурсы истощены или ограничены: например, не хватает аппаратов ИВЛ или кислорода. Врач, писатель, клинический фармаколог, патологоанатом
Александр Эдигер в эфире радио Sputnik рассказал о понятии "медицинской сортировки", которая применяется военными медиками в экстремальных условиях.

"Есть понятие "медицинская сортировка" – это когда нужно немедленно выявить того, кто сейчас погибнет, если не оказать срочную помощь, и тех, кто может подождать еще полчаса. Любой, кто был военным врачом, знает об этом методе. Когда идет огромный поток раненных и зараженных, мы обязаны выявлять тех, кому помощь нужна срочно прямо сейчас. Доктор должен уметь принимать такие решение в течение нескольких секунд – это реальность", - сказал Александр Эдигер.

Вместе с тем, по мнению врача, сейчас медицинские организации и власти столкнулись с необходимостью регулировать и перераспределять нагрузку на больницы, чтобы не вызвать коллапса отрасли.

"И в России, и во всем мире есть специфические правила того, как и кому оказывать помощь. Есть общий принцип – помощь всеми доступными средствами.  И есть только две ситуации, в которых эти доступные средства оказываются ограниченными – это война и эпидемия. И мы сейчас находимся именно во второй ситуации. Это обозначает, что будет повышенная нагрузка на систему здравоохранения. И все, что делают власти и медицинские администраторы – это пытаются эту максимальную нагрузку перераспределять и регулировать", - отметил Элигер.

С похожими проблемами столкнулись во всех странах, охваченных эпидемией. Британская медицинская ассоциация опубликовала этические рекомендации в связи с COVID-19. В условиях нехватки ресурсов некоторым пациентам будет отказано в интенсивном лечении, которое они наверняка получили бы до или после пандемии. В рекомендациях под названием «Медицина во время катастроф», которые подготовил Итальянский институт анестезии, реанимации и интенсивной терапии написано: "Возможно, придется установить возрастные ограничения для доступа к интенсивной терапии. То, что может быть относительно коротким курсом лечения у более здоровых людей, может потребовать больше времени и ресурсов для пожилых и уязвимых пациентов". Главный врач сети клиник "К+31" Борис Чурадзе в эфире радио Sputnik выразил резкое несогласие с такими критериями.

"Врач не должен стоять перед выбором, кого лечить. Потому что мы так можем дойти до евгеники. Экстремальная этика возможна на войне, где среди бойцов нет стариков и детей. Ни врач, ни медицинская организация не должны вводить какие-то критерии отбора, потому что иначе мы далеко зайдем. Кто первый поступил – того и лечишь."

Пока считается, что врач должен учитывать только медицинские потребности пациента: ни пол, ни раса, ни инвалидность, ни то, любят ли пациента родственники, ни какие-либо иные факты не должны учитываться, только состояния здоровья.