«Хромая лошадь»: 10 лет спустя трагедии в ночном клубе
В России нет системного привлечения к уголовной ответственности за пожары с гибелью людей. В 2018 году по статье 219 «Нарушение требований пожарной безопасности» через суды прошло всего 16 дел, рассказал независимый пожарно-технический эксперт Сергей Назаров. По его словам, это говорит о том, что либо нормативно-правовая база не вполне обеспечивает жизни людей, либо расследование пожаров идет на низком уровне. Только когда происходят такие национальные трагедии, как «Хромая лошадь» или «Зимняя вишня», следственная машина включается на полную мощность.
10 лет назад, в ночь с 4 на 5 декабря 2009 года, в пермском клубе «Хромая лошадь» произошел сильный пожар. Источником огня был фейерверк, который устроили прямо в зале клуба. 156 человек погибли, еще 234 – пострадали. Пожар в «Хромой лошади остается одной из самых серьезных трагедий такого рода в истории России.
«Как правило, когда приходит надзор, есть собственник, арендатор и субарендатор. Между собственником и арендатором заключается договор, где написано, что за пожарную безопасность отвечает арендатор. А между арендатором и субарендатором в договоре написано, что отвечает субарендатор. И собственник полагает, что он тем самым снял с себя ответственность, а все административные риски несет субарендатор. Но когда случаются крупные пожары, то следствие вынимает на свет всю цепочку. И каждый должен отвечать за свое», – сказал Сергей Назаров.
Есть понятия «плановая проверка» и «внеплановая проверка», отметил эксперт.
«О плановой проверке нужно предупредить за три дня. И собственник или тот, кто отвечает за пожарную безопасность, в эти три дня всегда имеет возможность привести свой объект в приличное состояние. А когда инспектор уйдет – вернуть все на круги своя. Вот здесь помогли бы внеплановые проверки», – считает Сергей Назаров.
Из десяти нарушений пожарный инспектор выявляет только два.
«Это происходит не потому, что он халатно относится, а потому что объем требований пожарной безопасности в том или ином виде доходит до 100 тысяч. И попробуйте удержать в оперативной памяти столько элементов. Поэтому один нацелен на выявление одних нарушений, другой – на другие. Это психология. Требования надо систематизировать и выделять их них те, что направлены на обеспечение безопасности людей. Пусть таких требований будет 100 или 200 – не важно. Но мы должны знать, что это выполняется всегда и при любых обстоятельствах. А сохранением своего имущества собственник может и рисковать», – сказал Сергей Назаров.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии