Общество
442

Счета могут заморозить «по подозрению»: что не так с новыми правилами

background
Фото:
Фото: "Череповец-Поиск"

С 5 июля в России вступают в силу новые правила блокировки банковских счетов — и это уже ощутили на себе покупатели на рынках и в небольших торговых точках. Многие продавцы перестали принимать оплату по номеру телефона через Систему быстрых платежей (СБП) и даже отказываются от приема банковских карт. На вопросы растерянных покупателей торговцы ссылаются на новые риски и просят расплачиваться наличными.

Причина — свежие изменения в законодательстве, расширяющие полномочия по блокировке счетов. Теперь под удар могут попасть не только лица, в отношении которых есть доказательства причастности к терроризму или экстремизму, но и те, кто лишь вызвал подозрения. Проблема в том, что перевод через СБП не раскрывает банку, за что именно были отправлены деньги. А значит, операция может показаться подозрительной: вдруг это не плата за абрикосы, а финансирование поджога трансформаторной будки?

Решение о блокировке будет принимать специальная межведомственная комиссия, в которую войдут представители МВД, ФСБ, Минфина, Минюста и Генпрокуратуры. Состав комиссии засекречен, а для принятия решения достаточно трех голосов из пяти. Счет могут заморозить на срок до полугода, с возможностью продления. Обжаловать блокировку можно в арбитражном суде — но только в течение 90 дней с момента уведомления.

Пока неизвестно, сколько таких комиссий будет в каждом регионе и насколько оперативно они смогут обрабатывать обращения. За прошлый год банки приостановили около полутора миллионов подозрительных операций на сотни миллиардов рублей. В теории, новая система направлена на борьбу с финансовыми преступлениями, связанными с экстремизмом и диверсиями. Однако на практике могут пострадать и законопослушные граждане, особенно те, кто работает без официальной регистрации — например, рыночные торговцы или самозанятые.

В условиях, когда операции через СБП могут вызвать вопросы, многие предпочитают снова работать исключительно с наличными. Это создаёт неудобства покупателям и затрудняет контроль со стороны государства. Получается парадокс: стремясь усилить финансовую безопасность, система провоцирует откат к менее прозрачным методам расчета.

Эксперты считают, что ситуация требует внятной информационной кампании. Пока две трети россиян не до конца понимают, по каким именно критериям их могут заподозрить. Банки, в отличие от зарубежных коллег, редко запрашивают пояснения или документы до блокировки — а между тем, возможность «предварительной разборки» могла бы снизить риски для добросовестных пользователей.

Пока система будет «обкатываться», гражданам советуют избегать нестандартных переводов, пользоваться банковскими реквизитами вместо СБП, не терять SIM-карты, а в случае взлома аккаунта добиваться оперативной разблокировки. Также стоит включить двухфакторную аутентификацию и внимательнее относиться к любым денежным операциям.

Новый порядок блокировок, безусловно, направлен на борьбу с преступностью, но вызывает тревогу из-за своей непрозрачности и возможных ошибок. Пугает и отсутствие внятного механизма защиты тех, кто пострадает случайно. Возможно, в будущем система будет скорректирована, но на старте от граждан потребуется повышенная бдительность.