Общество
506

Полет не бесплатный: с пассажиров начнут брать по 150 рублей за ремонт аэропортов

background
Фото:
Фото: "Череповец-Поиск"

С 1 марта 2026 года в России может быть введён инфраструктурный сбор с авиапассажиров в размере 150 рублей. Эти средства пойдут на реконструкцию и развитие аэродромной инфраструктуры. Соответствующий проект постановления подготовлен Минтрансом РФ. Новые правила предполагается сохранить в силе до марта 2032 года.

Сбор будет формально взиматься с авиакомпаний, но очевидно, что основная нагрузка ляжет на плечи пассажиров. Оператором инфраструктурного сбора назначено ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», которое будет аккумулировать собранные средства и направлять их на модернизацию аэропортов, объединённых по группам. Каждая такая группа получит отдельный банковский счёт, а собранные внутри неё средства будут расходоваться исключительно в рамках этой группы.

Базовая ставка сбора установлена в размере 150 рублей за одного пассажира, но будет корректироваться с учетом инфляции и специального коэффициента, который правительство сможет менять. Список аэропортов, где начнётся взимание сбора, будет утверждён кабинетом министров отдельно.

Основанием для появления нового сбора стал закон, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 31 июля 2025 года. Документ вступит в силу уже 1 сентября 2025 года и нацелен на поэтапную модернизацию аэропортовой сети, в первую очередь — региональных хабов.

Как пояснили в Минтрансе, в 2023 году в послании Федеральному собранию президент поручил обновить не менее 75 аэропортов в течение шести лет. Однако, по оценке ведомства, одного бюджета для этих целей недостаточно, и модернизация требует привлечения частных средств. Новый инфраструктурный сбор станет дополнительным источником финансирования, позволяющим двигаться к цели.

Частично эта схема уже была протестирована в аэропорту Шереметьево, где практиковалась модель концессии с частным инвестором. Теперь её планируют масштабировать на федеральном уровне. Причём средства можно будет тратить не только на реконструкцию взлётно-посадочных полос, но и на покупку современного навигационного оборудования и улучшение технической базы.

Важно отметить, что аэропорты, по которым ранее заключены концессионные соглашения, не войдут в перечень объектов, участвующих в новом сборе. Также власти пообещали жёсткий контроль над формированием тарифов и распределением средств, чтобы сбор не привёл к значительному росту цен на авиабилеты. При этом он будет взиматься как с российских, так и с иностранных перевозчиков, совершающих рейсы на территорию РФ.

По предварительным планам, фонд реконструкции аэродромной сети начнёт работу в 2025 году, и до 2030 года за счёт этих средств планируется отремонтировать не менее 56 аэропортов по всей стране.