Историк о Жукове: «Он не был «белый и пушистый»»
18 июня 1974 года скончался легендарный маршал, четырежды Герой Советского Союза Георгий Жуков. Именно под его руководством Красная Армия разбила вермахт под Москвой. Однако, после окончания войны судьба прославленного полководца складывалась далеко непросто. Почему - в эфире радио Sputnik рассказали историки.
Жуков мало вписывался в послевоенную политическую номенклатуру, считает кандидат исторических наук, доцент, директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Засорин.
«Закономерный взлет в период Великой Отечественной войны. И вот это падение потом, восстановление уже позже, в 50-е годы, и новое падение. На мой взгляд, общее объяснение дела не в личных взаимоотношениях между Сталиным и Жуковым. А в том, что Жуков не вписывался в некую политическую номенклатуру, как называли в советское время элиту того времени, потому что он был очень самостоятелен, очень резок, принципиален. И он принципиально не соглашался с тем, что он считал ослаблением вооруженных сил за счет чрезмерного идейно-политического партийного контроля. Смешались два образа Жукова – Жуков как великий полководец и Жуков как безжалостный, беспощадный, как он проявил себя особенно в Одессе, борец за порядок. За порядок любой – в государстве, в обществе, порядок в тех же вооруженных силах. Ясное дело, что кто-то Жукова боготворил, а кто-то ненавидел, проклинал. Он ведь не был «белый и пушистый», - сказал историк.
Доктор исторических наук, профессор Военного Университета Министерства Обороны Юрий Рубцов, в свою очередь, сказал, что роль Сталина в судьбе полководца не нужно недооценвать.
«Сталин, безусловно, побаивался высшего командного состава Красной Армии уже в ходе и особенно после войны. Совершенно ясно, что тот полководческий корпус, который сформировался в годы Великой Отечественной войны, это уже не генералы и маршалы довоенного времени. Это люди, которые побеждали, ведя в сражения миллионы людей и огромное количество боевой техники. Восприятие маршалов, в том числе и Жукова, на большую высоту поднялось. И Сталин этой самостоятельности побаивался. Несмотря на все перипетии 30-х, 40-х, 50-х годов Жуков сумел остаться реально в памяти людей, в памяти своих сослуживцев, как человек, который никого никогда не подставил под секиру органов безопасности. Жуков видел в вооруженных силах инструмент защиты государства и общества от внешнего врага. А президиум ЦК КПСС традиционно еще со времен ВКП(б) и до последних времен, пока не развалилась партия, рассматривали вооруженные силы как орудие своей борьбы за власть. Не случайно и Хрущев отказал в доверии Жукову», - отметил Юрий Рубцов.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии