image
Общество
544

Четырёхдневная рабочая неделя в России: кто перейдёт на новый режим труда

background
Фото:
Фото: "Череповец-Поиск"

Тема сокращённой рабочей недели в России снова оказалась в центре внимания после заявлений экспертов и сообщений от крупнейших предприятий. Как выяснилось, перейти на четырёхдневку смогут далеко не все компании — новый график коснётся только тех, кто работает в сфере массового конвейерного производства.

Экономист, кандидат наук и доцент Института международных экономических связей Александр Суетин пояснил, что сокращённая неделя затронет предприятия, где основа работы — непрерывный конвейерный процесс. К ним относятся автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, приборостроение, а также производство двигателей, подшипников, часов и компьютерной техники.

По словам специалиста, переход на четырёхдневку связан не с заботой о сотрудниках, а с необходимостью компаний сократить затраты на оплату труда. При этом нагрузка на работников может вырасти, ведь за меньшее количество дней придётся выполнять тот же объём работы. Экономист отметил, что в отличие от развитых стран, где подобные меры становятся возможны благодаря автоматизации и росту производительности, в России сокращение вызвано экономическими трудностями.

Суетин добавил, что многие предприятия будут искать способы урезать расходы, не всегда открыто переходя на новый график. Сначала могут исчезнуть премии и доплаты, а со временем в зарплате останется только «голый» оклад. В результате часть сотрудников будет увольняться самостоятельно, что в отдельных случаях может оказаться выгодно работодателю.

Одним из ярких примеров стал «АвтоВАЗ». Компания объявила, что уже с конца сентября её заводы могут перейти на четырёхдневную рабочую неделю из-за падения спроса на автомобили. В 2025 году продажи машин Lada сократились на 25%, и меры господдержки не смогли исправить ситуацию. Летом часть сотрудников уже отправили в длительные отпуска, а теперь корректировке подвергся и производственный график.

Подобные шаги предприняли и другие крупные автопроизводители — ЛиАЗ, ГАЗ, ПАЗ и КАМАЗ. Эксперты считают, что тенденция может затронуть и другие отрасли, но массового перехода всей страны на сокращённую рабочую неделю ожидать не стоит.