Общество
594

Чем выше — тем умнее? Ученые выявили удивительную связь между ростом детей и их школьной успеваемостью

background
Фото:
Фото: "Череповец-Поиск"

На первый взгляд, школьная успеваемость зависит от уровня знаний, старания и педагогического подхода. Однако новое исследование американских ученых ставит под сомнение столь однозначную картину. Специалисты из Университета Делавэра и колледжа Святого Ансельма обнаружили любопытную и на первый взгляд странную связь: оказывается, рост ребенка может влиять на его академические успехи.

Результаты масштабного исследования были опубликованы в научном журнале Economics and Human Biology (EHB). Ученые проанализировали данные примерно полумиллиона подростков и пришли к неожиданному выводу: самые высокие 2,5% учащихся стабильно демонстрируют лучшие результаты в учебе по сравнению с самыми низкорослыми сверстниками. Разница в показателях составила от 18 до 19% стандартного отклонения — это сравнимо с эффектом посещения дополнительных занятий или участия в специализированных образовательных программах.

Наиболее ярко эта связь проявляется в гуманитарных дисциплинах — особенно в английском языке. Дети, выделяющиеся ростом среди одноклассников, чаще показывают более высокие результаты при изучении языка. Ученые попытались объяснить это феноменом лучшего физического и психоэмоционального развития у высоких детей, но статистика не подтвердила эту гипотезу.

Более того, после учета таких факторов, как индекс массы тела (ожирение), частота посещаемости занятий и другие параметры здоровья, корреляция между ростом и успеваемостью стала еще более заметной. Также оказалось, что ранние условия жизни — питание, забота и уровень благополучия в семье — действительно влияют и на рост, и на обучение, но полностью объяснить зафиксированную зависимость они не могут.

Исследователи уточнили, что выявленные различия в успеваемости хоть и не являются очень большими, но статистически значимы. Со временем такие различия могут «накручиваться» и сказываться на дальнейшей учебной траектории ребенка, его самооценке и карьерных перспективах. Высокий рост может ассоциироваться у сверстников и учителей с уверенностью, лидерством и даже интеллектом — пусть и на подсознательном уровне.

Учёные планируют продолжить работу в этом направлении и выяснить, сохраняется ли эта тенденция в условиях дистанционного обучения, когда рост детей менее очевиден для учителей и окружающих. Результаты таких исследований могут стать важным шагом к более глубокой оценке факторов, влияющих на образовательное развитие ребёнка, и помогут учителям учитывать не только академические, но и физические особенности учеников.