Безруков и чекисты в Кириллове: как снималась "Обитель" (ФОТО)

эксклюзив
12:52
527 просмотров
Эдуард Абрамов

Недавно в Кирилло-Белозерском монастыре завершились съёмки сериала "Обитель" по роману Захара Прилепина. Мы предлагаем вспомнить, как это было.

...Конец двадцатых годов. Закат Серебряного века. Соловецкий лагерь особого назначения, или СЛОН, как его называли. Он – заключенный, она – сотрудник НКВД и любовница начальника лагеря. Любовная линия в «Обители» - стержень, вокруг которого строится повествование о судьбах и характерах в жестоких и трагичных условиях лагеря – где каждый поступок и каждое слово могут изменить жизнь.  Здесь герои переживают не просто личные драмы, но и драму смены эпох. 
Лагерь объединял обыкновенных уголовников с теми, кто отбывает срок по политическим статьям: колчаковских офицеров, недавних студентов, представителей духовенства, анархистов, проштрафившихся чекистов  и многих других. Мир «Соловков» мы видим глазами главного героя - 27-летнего Артема Горяинова, отбывающего срок за убийство отца. Честный, сильный, Артем снова и снова  умудряется выходить  невредимым из заговоров, схваток и смертельных ловушек.  Он даже решается на «дружбу» с начальником лагеря  - Федором  Эйхманисом и  заводит  страстный, запретный роман с его любовницей  - чекисткой Галиной.  Ради нее Артем совершает побег…


В 2014 году роман «Обитель» стал  событием в мире литературы.  Он был отмечен сразу тремя престижными премиями – «Большая книга», «Книга года» и «Книжная премия Рунета».


 Воплотить его на экране предстоит режиссеру Александру Велединскому. Он известен зрителям фильмами «Русское», «Географ глобус пропил» и другим.

- Семь лет назад я предложил Захару написать какую-нибудь повесть о Соловках 30-х годов. С тем прицелом, чтобы потом я мог снять по ней фильм. Он загорелся этой идеей. Говорит: зачем повесть – на таком материале можно сделать роман. И вот видите, что получилось. Писателю Прилепину свойственна предельная откровенность.  Лагерной жизни свойственны голод, грязь, непосильный труд,  жестокость. Именно поэтому сериал не может быть стерильным — наоборот, он в полной мере должен соответствовать духу Времени и Места, а значит и духу романа, - рассказал Александр Велединский порталу cher-poisk. -  Эта книга и этот фильм  не про ГУЛАГ. ГУЛАГ был создан после Соловков. То, что описывал Шаламов, Солженицын, это еще не Соловки. У меня в фильме начальная история советской пенитенциарной системы. Была какая-то правда-неправда, была задача перековки человека, но она провалилась. Все проиграли. Сделали просто кровавую кашу. И мне было важно понять, с чего начиналось, как это все происходило, поэтапно, с иллюзиями, люди шествуют в ад, - вот это мне интересно.

- Да, действительно, поначалу была идей написать только рассказ, - подтвердил корреспонденту cher-poisk в телефонном разговоре Захар Прилепин. – Но мы съездили с Александром Велединским на Соловки.  Прожили там больше недели. После этой поездки я прочитал очень много литературы о лагерях  20-х годов прошлого века. И чем больше я погружался в материал, тем больше становилось произведение, начатое как рассказ.  
После основательной работы с документами Прилепина уже не оставляли ни реальные персонажи, ни частично вымышленные. Извиняясь за излишнее кокетство, автор оценил свою роль в написании книги так: «С одной стороны – полубог, с другой стороны – полубог на побегушках».
- Что касается съёмок, то, во-первых, мы с Сашей (Велединским – ред.) изначально договаривались, что он снимет по моему произведению фильм или сериал, - продолжил Захар. -  Во-вторых, я совершенно спокойно отношусь к тому, что, адаптируя мои книги для большого экрана, сценаристы и режиссеры привносят в них существенные изменения. У нас ведь как? Один из двадцати человек, посмотревших фильм, обязательно прочтет книгу и узнает, как было на самом деле. Это главное..., - резюмировал Захар.

Кстати, практически любой желающий мог сняться в сериале. Создатели даже испытывали дефицит в актёрах массовых ролей. За один съёмочный день актёр массовки получал 500 рублей. Но, естественно, не желание заработать, а любовь к кино двигала теми череповчанами,  которые всё же поучаствовали в съёмках. Конечно, самые яркие их впечатления связаны с совместными сценами с Сергеем Безруковым.
- У нас с Сергеем было несколько сцен, - рассказывает череповчанин Николай Конев. - В одной из них я играю зека, мы идём строем, Безруков скачет мимо нас на коне. Должен сказать, в седле он держится замечательно. Вторая сцена снималась ночью. Здесь я уже играл проштрафившегося чекиста. Меня и других моих "коллег", проштрафившихся чекистов, избитых и разжалованных, поставили на колени во дворе лагеря, и нас отчитывал "начальник" Безруков. Причём по сценарию, должен был идти ливень, и нас поливали с помощью искусственного дождя. Поскольку было темно, и стоял я не в первом ряду, то моего лица практически не было видно, поэтому невозможно разглядеть, что накануне я играл заключённого.

Естественно, не обошлось и без курьёзов. Неожиданно перед создателями сериала возникла проблема. По сценарию, в одном из эпизодов было необходимо снять силуэт обнажённой женщины, который видит главный герой в одном из окон. Однако среди местных жительниц желающих не нашлось: Кириллов город маленький, все друг друга знают, и девушки стесняются сниматься в откровенных сценах. Поэтому ассистент режиссёра, занимающаяся кастингом, кинула клич в соцсетях, приглашая сняться девушек Череповца и Вологды: "На 24 августа нужна девушка готовая обнажить грудь в кадре с Сергеем Безруковым. В кадре будет видна смутно. Силуэт в окне. В телесном бюстгальтере. Оплата 3000". Однако череповчанки не соблазнились интересным и выгодным предложением. Клич не нашёл отклика, и режиссёру пришлось изменить этот эпизод. Обнажёнку из него убрали. Девущку сняли в окне в белом платье.  
Остаётся добавить, что сериал "Обитель" будет показан в эфире телеканала "Россия" в следующем году. Кроме Сергея Безрукова роли исполнят Юрий Кузнецов, Владимир Стеклов, Евгений Ткачук, Александра Ребенок, Яков Шамшин, Виктор Раков, Игорь Черневич и другие.