Киборг вместо учителя? Цифровизация может оставить без работы миллионы педагогов!

Образование
15:36
340 просмотров
Иван Чухломин

 

Режим самоизоляции школьников от школы, который несколько месяцев назад показался бы ненаучной фантастикой, стал  реальностью. Причем для «дистанцирования» учащихся понадобились не годы и даже не месяцы, как можно было предположить, а считанные дни. 

Что ж, коронавирус оказался непревзойденным реформатором учебного процесса. Иной вопрос, должны ли мы сопровождать происходящее бурными и продолжительными аплодисментами? Ведь уже сегодня очевидно, что на выходе мы получим какую-то другую школу, и будет ли она лучше нынешней, при всех ее недостатках, мы не знаем, да и не можем знать.

Беда даже не в том, что окончательно уходят в историю сентиментальные атрибуты, без которых невозможно представить школу прошлого века - тетрадки, ручки, дневники, геометрические линейки. Научно-технический прогресс неумолим, и замену пишущих машинок компьютерами, а пейджеров – мобильными телефонами мы пережили без глубоких потрясений. Главная проблема –  судьба учительского сословия, которое веками было фундаментальной основой просвещения. 

Госпрограмма «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС), утвержденная четыре года назад, напрямую не предполагает массовых сокращений среди педагогов. Формально учителя должны будут приобрести некие новые функции – кураторов, контролирующих учебный процесс в виртуальном пространстве. Но тут, простите, и ежу понятно, что значительная часть учителей старой формации с такой задачей не справится технически: не тому их учили. Переподготовка, конечно, возможна, но она потребует много времени и сил, а цвет российского образования – педагоги в возрастной категории от 50 лет и выше – и без того функционируют на грани нервного истощения. 

И это только первая ловушка для учителя «цифровой эры». Есть и вторая - так называемые Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), эдакое ЕГЭ для педагога. По своим возможным последствиям названный проект даже более опасен, чем руганный-переруганный Единый госэкзамен. ЕФОМ не только отвлекает учителей от их ключевой задачи – учить юную поросль, - но и делает их зависимыми от контролеров из Рособрнадзора, организующих это тестирование. И то что почти 50 процентов учителей, уже прошедших через «сито» ЕФОМ, не сумели доказать свою профпригодность – бомба отсроченного действия. Она ставит под сомнение необходимость «живого» учителя как такового (кому нужны профнепригодные преподаватели?) и подводит идейный базис под полное обезличивание педагогов. В подобной ситуации замена учителя киборгом – дело времени.

А тут задеты уже не только сугубо образовательные, но и социальные моменты. Речь идет о миллионах работников педагогической сферы. Только в Вологодской области и только в средних школах насчитывается порядка 10 тысяч педагогов. Общее же количество педработников в школах, детсадах, учреждениях начального и среднего профобразования, высшего и допобразования Российской Федерации превышает два миллиона человек. Что же ждет значительную часть этой армии в условиях «сплошной» цифровизации? Ответа нет…

Источник: vologda-poisk.ru

Как вы относитесь к дистанционному обучению?

Положительно
17%
Нейтрально, так же, как и к другим формам обучения
0%
Отрицательно
80%
Я сторонник самообразования
0%
Затрудняюсь с ответом
3%