На Марсе обнаружен минерал, неизвестный на Земле

Иван Чухломин

Исследования Марса, как известно, продвигаются в первую очередь благодаря усилиям космического агентства США НАСА. Работы производятся непосредственно на месте, и их большей частью можно назвать очень успешными. Но ценный вклад в исследования Марса могут внести и находки за пределами Красной планеты. По крайней мере, об этом свидетельствует открытие, сделанное в ходе изучения метеорита.

Залетевший на Землю метеорит помогает исследовать Марс

То, что обнаружили исследователи сейчас, практически подтверждает предположение, сделанное на основании работы посадочного зонда NASA Insight Lander несколько лет назад. Проведенные аппаратом сейсмические исследования Марса привели к предположению, что Красная планета имеет более высокую плотность, чем Земля. А недавние исследования так называемого метеорита Суйчжоу позволяют предположить наличие минерала, который может точно эту версию подтвердить. Но особенность минерала состоит в том, что такой состав никогда не наблюдался на Земле.

При анализе фрагментов камня международная группа исследователей обнаружила новый силикат железа и магния. И «эльгоресайт», как назвали его ученые, может стать именно тем минералом, который сможет объяснить сейсмические свойства Марса. Об этом ученые уже писали в июле 2021 года в журнале ACS Earth and Space Chemistry.

Эльгоресайт смог бы объяснить аномалию плотности на Марсе

Земля тоже в значительной степени состоит из минералов, в состав которых входит железо и магний. Эти так называемые силикатные перовскиты, точнее силикаты магния-железа-кальция со структурой перовскита, составляют около 80 процентов нижней мантии Земли в виде глубинных пород. В форме бриджманита, то есть содержащего больше магния, чем железа, они даже являются самым распространенным минералом на Земле, который, как считается, составляет более трети всей планеты.

Однако по сравнению с предполагаемым марсианским минералом в бриджманите имет место другое соотношение железа и магния. «Эльгоресайт» показывает необычно высокую долю магния, сообщает Forbes. Почти вдвое больше, чем у любого другого минерала, известного на Земле. Именно такое содержание могло бы объяснить аномалию плотности марсианской мантии, наблюдаемую на Марсе. Кроме того, это может быть самый распространенный минерал на Красной планете, который, как и бриджманит на Земле, составляет большую часть мантии.

Марс: так устроена Красная планета

Структура Марса очень похожа на структуру нашей Земли. Он имеет кору, каменную оболочку и сердцевину. Считается, что только так называемая кора состоит из трех разных слоев, каждый толщиной от 20 до 37 километров. Посадочный модуль НАСА InSight Lander определил это только в 2020 году. Ядро, в свою очередь, в основном состоит из железа. Но только недавние исследования принесли новые и в определенной степени неожиданные открытия о внутренней структуре Марса. Наряду с прочим, это включает в себя тот факт, что ядро планеты может быть больше, чем ожидалось, и составляет около 1830 километров в диаметре.