Общество
9

Пенсионный тупик. Повышение пенсионного возраста может вызвать резкий всплеск безработицы

Институт социальной политики НИУ ВШЭ оценивает количество пожилых людей, которые раньше вышли бы на пенсию, но ежегодно будут оставаться на рынке труда после начала заявленной правительством пенсионной реформы в 200 тыс. человек. Часть из них рискует остаться и без пенсии, и без работы: компании с легкостью расстаются с сотрудниками предпенсионного возраста и неохотно нанимают пожилые кадры, которые не имеют необходимых для современной экономики навыков, утверждают эксперты.

В Минтруде опасаются, что из-за реформы на рынок труда хлынет поток безработных людей пожилого возраста.

Их судьбой, конечно, могли бы заняться региональные центры занятости населения (ЦЗН), в которых могут появиться специальные подразделения. Впрочем, они и сейчас имеют богатый опыт работы с этой категорией граждан.

Людьми предпенсионного возраста центры занятости считают тех, кому до пенсии осталось два года. Если у такого человека нет работы, его, как всех безработных, ставят на учет и выплачивают ему пособие от 850 до 4900 руб. без учета районных надбавок. Однако работать с людьми старше 50 лет намного сложнее, говоритдиректор Центра занятости Череповца Ольга Юрченкова. Большинство безработных в городе металлургов старше 45 лет. Найти им работу очень сложно. В том числе и потому, что у большинства безработных людей предпенсионного возраста есть проблемы со здоровьем. Нет, они не инвалиды, но часть работ им выполнять запрещено врачами.

Поэтому, несмотря на опыт и профессионализм этих людей, работодатели предпочитают молодых и перспективных выпускников вузов.

Более того, многие организации в городе сегодня занялись омоложением коллективов. Официально в приеме на работу в связи с возрастом они, конечно, не отказывают кандидату. Но неофициально, в частной беседе, многие работодатели признаются в том, что если им придется рассматривать две кандидатуры: молодого, энергичного, владеющего современными технологиями выпускника вуза и 46 –летнего мужчины с опытом, они выберут более молодого соискателя.

Чтобы найти хоть какое-то место, они вынуждены проходить курсы повышения квалификации, а зачастую и вовсе осваивать новую профессию. Пожилые обучаются на водителей, кондитеров, поваров, слесарей, рассказала «Ведомостям» ведущий инспектор отдела профориентации и профобучения ЦЗН Казани Елена Шагапова. Люди в возрасте часто получают лицензии охранников и работают в магазинах и торговых центрах, говорит Алексей Донсков, директор ЦЗН Владимира.

Недавно ЦЗН начали работать и с пенсионерами: им тоже предлагают получить дополнительное образование или новую профессию. Чаще всего они осваивают компьютерные программы: этот навык необходим при трудоустройстве диспетчерами, вахтерами, администраторами или продавцами, сказал представитель ЦЗН Магнитогорска. По его словам, курсы длятся 1,5–2 месяца, а желающих учиться так много, что некоторым приходится отказывать из-за нехватки бюджетных мест. В прошлом году в ЦЗН Магнитогорска обратилось 150 пенсионеров, но только 61 трудоустроился. Однако, даже когда пожилые люди находят работу, им платят меньше, чем молодым, говорит основатель сервиса поиска работы Worki Павел Гужиков. По его словам, средняя зарплата пенсионеров в городах-миллионниках составляет около 24 000 руб.

«Если не будут приниматься законы, запрещающие сокращать и увольнять людей предпенсионного возраста, у нас возникнут серьёзные проблемы с возросшей в несколько раз безработицей. Ну а если эти меры будут приняты, но вместе с тем не будет увеличиваться количество рабочих мест, то тогда работу не смогут найти молодые, хотя они более мобильны и готовы к любым поворотам судьбы», - резюмировала Ольга Юрченкова.

Для того, чтобы вывести страну из этого «пенсионного тупика» потребуется время и затраты, которые могут оказаться сопоставимыми с теми неочевидными выгодами, которые российское правительство хочет получить от пенсионной реформы.

В противном случае страна рискует получить армию озлобленных (молодых или старых – не важно) людей, оставшихся без денег, без работы и без надежды на помощь государства.

Антон Юрьев, Ольга Белова