Кодекс об административных правонарушениях взялся за «интернет-диверсантов»
Остается понять, будут ли новые подходы использоваться по назначению или ими постараются заткнуть глотки всем неугодным?
С одной стороны, необходимость государственного вмешательства в эту проблему назрела (хотя точнее было бы сказать «перезрела»). Несколько лет назад автор этих строк на собственной шкуре испытал, как легко в наше время стать мишенью для невидимых сетевых провокаторов.
Чтобы перечислить все предъявленные мне обвинения, небольшой газетной статьи не хватило бы: стопроцентно не виноват я оказался разве что в развязывании русско-японской войны 1905 года. Впрочем, в упомянутом случае организаторы «пропагандистской кампании» не сильно преуспели, поскольку в политику я не рвусь, налоги и сборы уплачиваю вовремя, да и «шкура» у отставного подполковника достаточно прочна. Бывают, однако, другие ситуации, когда бездоказательная и безнаказанная ложь, вылитая на головы пользователей Всемирной сети, до основания разрушает карьеры и семьи, доводя жертву до больничной койки, а иной раз и до кладбища.
Государство, конечно же, не вправе игнорировать подобные эксцессы: речь идет о преступлении, которое в известном смысле сродни покушению на убийство. Поэтому поправки в Кодекс об административных правонарушениях (сокращенно КоАП), предусматривающие ужесточение ответственности владельцев сайтов за недостоверную или клеветническую информацию, в общем-то, справедливы. Проблема лишь в том, будут ли новые нормы права работать по назначению или их постараются использовать против неугодных?
Вопрос не праздный. Дело в том, что зловредные «тролли» (так в интернет-сообществе называют специалистов по сетевому «черному пиару») далеко не всегда глаголят из глубокого оппозиционного подполья. Нередко они совершенно легально трудятся в официальных структурах, получая совершенно легальную заработную плату со всем социальным пакетом в придачу.
Именно такие деятели, оплачиваемые за счет местных налогоплательщиков, три года назад разместили на официальном городском сайте информацию о том, что два известных вологодских журналиста осуждены за мошенничество. Это была классическая «деза», состряпанная на скорую руку: на самом деле обвинительный приговор в отношении вышеупомянутых журналистов был отменен. Но казенные «тролли» не только не извинились перед оболганными коллегами, но и до сих пор не убрали эту «бяку» из свободного доступа!
Разумеется, в трудовых книжках таких ребят никоим образом не обозначено, что они работают «троллями». Совсем наоборот: формально они числятся какими-нибудь младшими или ведущими специалистами по внутренним органам, внешним сношениям или еще по чему-то эдакому. Но смысла это обстоятельство не меняет. Перефразируя старый одесский анекдот, бьют не по трудовой книжке, а по физиономии. Хотя поправки КоАП столь радикального метода перевоспитания, естественно, не предусматривают: здесь речь идет об административном штрафе в сумме до 200 тысяч рублей, а при повторном нарушении – о возможности привлечения виновного к уголовной ответственности с максимальной санкцией до одного года лишения свободы.
Так вот, если некоторые «тролли» работают не сами по себе, а под ведомственной крышей, и не из «спортивного интереса», а за щедрое вознаграждение, то мне как-то слабо верится, что КоАП сможет прищемить им хвосты. А даже если и попытается, они поступят с хвостом так, как ящерицы некоторых видов, которые в случае опасности попросту отбрасывают хвост и удирают, куда глаза глядят. Найти этих маленьких и юрких существ в гуще разнотравья весьма проблематично, а потерянный хвост для них – беда небольшая: со временем новый отрастет.
И совершенно иной вопрос, когда речь не идет о должностных лицах, которых можно охарактеризовать небезызвестной фразой американского президента Рузвельта в адрес никарагуанского диктатора Сомосы: «Он, конечно, мерзавец, но это же наш мерзавец!» По отношению к «не нашим» мерзавцам, которые с помощью интернета не только ругают отдельных физических лиц, но и подвергают жесткой критике органы власти и управления, нынешние поправки к КоАП могут оказаться только первым шагам, своего рода пробным шаром к дальнейшему закручиванию политических гаек.
А уж если этот опыт окажется удачным, если в очередной раз «глупый ничего не поймет, а умный ничего не скажет», то очень трудно исключить, что через какое-то время (может статься, совсем непродолжительное) 200 тысяч рубликов административного штрафа вырастут до миллиона и более, а один год лишения свободы – до двух, а то и трех. Лиха беда начало, господа хорошие…
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии