Общество
54

Бунт на корабле. «Культурная столица севера» не хочет на север

Правительство Вологодской области отвергает скандальную «Стратегию пространственного развития России», разработанную федеральным Министерством экономического развития. 

Свое несогласие с концепцией МЭР вологодское руководство аргументирует тем, что при запланированном разделе страны на 14 макрорегионов Вологодчину не включили в состав наиболее привычного для нас Северо-Западного региона. По причинам, известным только неведомым клеркам из Минэкономразвития, нашу область в полном составе «сослали на север», объединив не с такими цивилизованными субъектами РФ, как Санкт-Петербург, Ленинградская или Калининградская области, а с арктической и субарктической «тьмутараканью» - Архангелогородчиной, Республикой Коми и Ненецким автономным округом. 

Однако серьезных аргументов в защиту своей позиции областные руководители не приводят. Похоже, их беспокоит не столько сама концепция, сколько то обстоятельство, что ездить на «макрорегиональные» семинары, симпозиумы и прочие тусовки им придется не в город на Неве и не на Янтарное побережье бывшей Восточной Пруссии, а в Архангельск, Сыктывкар или Нарьян-Мар. 

Конечно, прямо об этом не говорится: откровенность не входит в число профессиональных достоинств чиновника. Неудовлетворенность географическими экспериментами Минэкономразвития облекается в некую витиевато-туманную форму. 

«Основная связь Севера и Центра проходит через Северо-Запад, а Вологодская область и Санкт-Петербург – практически два ядра этой логистической связи, - сказал на пресс-завтраке с представителями местных СМИ замгубернатора области Виталий Тушинов. – Если же нас видят с точки зрения такой логистической связи Арктического региона с Центром России, тогда надо усилить наше влияние и присутствие в Арктике». Не знаю, как вы, а лично я из этой тирады ничего не понял. Кроме того, разумеется, что «питерская» логистика нравится вологодскому начальству больше, чем «арктическая». 

А если говорить серьезно, то ни перевод Вологодчины из Северного в Северо-Западный экономический макрорегион, ни принятие еще семи вологодских поправок в «Стратегию пространственного развития России» ни на йоту не изменили бы существа проблемы. В условиях рыночной экономики (пусть даже такой недозрелой, как российская) делить страну на какие-то макрорегионы – такая же ересь, как хрущевские совнархозы, пытавшиеся скрестить ежа и ужа по территориальному признаку. 

Если мы исходим из того, что основой нашей экономической системы является свободный рынок, то хозяйствующие субъекты вправе сами выбирать, с кем и как строить партнерские отношения. Причем география в этом случае является вторичным фактором. Современные средства транспортировки изменили само понятие логистики (неспроста бразильская свинина в наших магазинах может стоить дешевле отечественной). 

Поэтому региональные элиты, принимающие эту в высшей степени странную концепцию «за основу», пусть даже с какими-то косметическими поправками, совершают серьезную ошибку. Макрорегионы – это вполне откровенная попытка федеральной бюрократии возродить централизованную плановую экономику, лишив регионы даже той «кастрированной» экономической самостоятельности, которой они  обладают сегодня…

Михаил Ростов – специально для портала Череповец-поиск.