Общество
485

Новый средний класс в России: как меняется потребительская привычка

background
Новый средний класс в России: как меняется потребительская привычка

В последние годы в России наблюдается заметное изменение в социально-экономическом ландшафте: на горизонте появился новый средний класс, состоящий из обеспеченных потребителей. Это заявление сделала Дарья Куркина, главный операционный директор компании Okkam, на портале Shoppers.media. Новые экономические реалии формируют группу граждан, обладающих достатком, позволяющим не только удовлетворять базовые потребности, но и делать более значительные расходы на качественные товары.

Согласно данным Okkam, за последние несколько лет значительно возросли зарплаты в ряде ключевых отраслей. Так, в металлургическом секторе средний оклад сейчас достигает 181 тысячи рублей, что является впечатляющим ростом на 181%. В промышленности оклады увеличились на 116%, составив 123 тысячи рублей, а в агросекторе (сельское, лесное и рыбное хозяйство) заработки выросли на 140% до 121 тысячи рублей. Даже работники складов ощутили положительные изменения — их средняя зарплата теперь составляет 117 тысяч рублей, что на 119% больше, чем несколько лет назад.

Куркина подчеркнула, что именно представители этих профессий теперь составляют новый средний класс. Их доходы превышают средние заработки менеджеров, что позволяет им значительно расширить свои потребительские возможности. Они стали способны позволить себе более дорогие продукты питания, в отличие от менее обеспеченных граждан, и это, безусловно, отражает новый уровень благосостояния.

Интересно, что потребительские привычки нового среднего класса претерпели изменения. Как отметила Куркина, их траты стали более эмоциональными и иррациональными. В их корзине покупок появились не только привычные товары, но и такие деликатесы, как хамон и элитные сыры. Представители этого класса активно закупают красную рыбу, сырокопченую колбасу, экзотические фрукты, такие как авокадо и ананасы, а также более дорогие сорта чая, моцареллу и соусы, такие как песто. По мнению Куркиной, такие покупки стали своего рода эталоном благополучия.

Ранее аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) отмечали, что в новый средний класс России входят также участники боевых действий на Украине и работники в сферах активного импортозамещения. Они выделяются «эффектом лидерства по зарплате», что стало возможным благодаря высоким выплатам от Министерства обороны и дефициту квалифицированных кадров.

Таким образом, наблюдается не только рост доходов, но и заметные изменения в потребительском поведении, что позволяет говорить о формировании нового класса граждан с повышенными запросами и возможностями. Это явление открывает новые горизонты как для бизнеса, так и для экономики в целом.