Рецензия на фильм «Т-34»: игрушечная война

 

«Т-34» — первый и пока что главный отечественный фильм, вышедший в 2019 году. Однако этой патриотической картине далеко даже до «Движения вверх».

Летом 1944 года младшего лейтенанта Николая Ивушкина (Александр Петров), содержащегося в концлагере, немцы вынуждают возглавить экипаж смертников, которых поместят в трофейный танк Т-34 и будут использовать как живую мишень для фашистских «Пантер». Ивушкин после некоторых колебаний соглашается на это предложение, но, конечно, не для того, чтобы выслужиться перед врагом, а чтобы сбежать на родном танке домой, в СССР.

Вдумчивые зрители не так давно вывели очередную занятную формулу, касающуюся русского кино: если новый отечественный фильм курирует Российское военно-историческое общество под предводительством известного Мединского, то художественной ценности сей фильм почти наверняка представлять не будет. Этакий своеобразный знак антикачества.

Однако в прошлом году РВИО способствовало созданию картины Кима Дружинина «Танки», которая оказалась на удивление пристойной. Но это было столь неожиданное исключение из правила, что за выходом «Танков» при всём желании нельзя было разглядеть появление какой-то положительной динамики в сегменте патриотического кино.

Следующая же картина на аналогичную тему, вышедшая под патронажем общества, уже полностью подтвердила эти ожидания. В «Т-34» во всей красе явлены как пороки российских горе-блокбастеров, так и изъяны отечественных лент, насквозь пропитанных квасным патриотизмом.

И то, что сценаристом и режиссером «Т-34» выступил создатель незабвенной «Бригады» Алексей Сидоров, вовсе не настраивало на положительный лад. Ведь всю вторую половину нулевых Сидоров занимался исключительно трилогией «Бой с тенью», а потом и вовсе куда-то надолго исчез.

Конечно, возвращение «бригадира» Сидорова, вдруг взгромоздившегося на «тридцатьчетверку», никак не назовешь триумфальным. Сама история, взятая в этом проекте на вооружение, заведомо ставила перед создателями почти непреодолимые преграды. У дружининских «Танков» было во всех отношениях более выигрышное положение.

34

В самом деле, Дружинин вдохновлялся реальной предвоенной историей с перегоном танков-прототипов всё тех же Т-34 из Харькова в Москву конструктором Кошкиным и его командой. Дело происходило в 1940 году, войной пока не пахло, подлинную значимость для будущих сражений спроектированных Кошкиным бронемашин тогда еще никто не мог оценить. На таком материале можно было и побалагурить, чем режиссер Дружинин и воспользовался, весьма в этом преуспев.

Картина «Т-34» основана даже не на факте, а на легенде, коих в Великую Отечественную и после нее ходило немало. Мол, был случай: посадили фашисты четверку советских пленных в танк, стали на них испытывать свое оружие, а бравые русские парни угнали тот танк с полигона — и поминай как звали.

Миф слишком красивый, чтобы кинематограф мог остаться к нему равнодушным. И если бы Алексей Сидоров оказался первопроходцем в деле экранного освоения этого мифа, саму идею данного проекта можно было только приветствовать. Но увы, никаким пионером на этом поприще Сидоров не оказался.

34

Знатоки не дадут соврать: 99 процентов всех фильмов о ВОВ, которые в принципе стоило снять, уже сняты в Советском Союзе. Есть кино и про танковый побег советских пленных из концлагеря, причем кино прекрасное — «Жаворонок» 1964 года.

Впрочем, совсем не обязательно быть знакомым с советской киноклассикой, чтобы разглядеть всю фальшь, глупость и пошлость картины Сидорова. Чего стоит только набившее оскомину «слоумо», которое в фильме про войну выглядит еще нелепее, чем во всех остальных российских «блокбастерах». Снаряд раз за разом вылетает из танковой пушки на манер пули в «Матрице» — ну бог ты мой, как можно снимать такое в конце 2010-х?! Остается ощущение, что Алексей Сидоров с тех пор, как стал режиссером, перестал быть зрителем и по-прежнему делает кино по моде конца 90-х.

34

В целом, картина, в том числе по кондициям своей железобетонной топорности, напоминает компьютерную игру, да, вероятно, и рассчитана не столько на ценителей патриотических опусов (они вообще существуют, такие ценители?), сколько на любителей «порубиться в танчики». А поскольку существенную долю помешанных на танках геймеров составляют детишки, «Т-34» сознательно делался под возрастной рейтинг «12+».

Во многом поэтому война предстает здесь такой игрушечной, пустячной, даже не особо опасной, то есть в конечном итоге искусственной и лицемерной. Крови нет; персонажи если и умирают, то преимущественно за кадром; фашисты выглядят ряжеными злодеями из комиксов.

34

«Вегетарианское» кино о войне — такого мы еще не видели! И зачем кому-либо вообще надо это видеть, совершенно непонятно.

Смотрите расписание кинотеатров в Афише cher-poisk.ru.