Закон
424

Пенсионная реформа в России: последние новости

 

Пенсионная реформа в Российской Федерации стартовала в 2017 году и рассчитана на семилетний срок.

Комплекс мер предусматривает изменения всей законодательной базы, регламентирующей выплату пенсионного обеспечения. Согласно разработанной правительством программе, целью реформы является улучшение благосостояния лиц, находящихся на заслуженном отдыхе.

Причины реформирования пенсионного законодательства

Реформирование пенсионного обеспечения вызвано целой совокупностью причин. Основной из них – является несоответствие действующего законодательства как социальным, так и экономическим реалиям.

Большинство законов было принято в конце 90-х и начале нулевых годов. Нормы, регулирующие выплаты пенсий, не существенно отличались от пенсионного законодательства СССР. Однако с тех пор и продолжительность жизни в РФ увеличилась, и количество пенсионеров значительно возросло. Кроме этого, внедряемые за последние пятнадцать лет изменения носили точечный характер, что вызывало общий дисбаланс всей системы пенсионного обеспечения и систематическую нехватку средств в бюджете.

В правительстве констатируют, что пенсионная реформа вызвана крайней необходимостью. Тем не менее к 2025 году обещают первые позитивные итоги проводимых изменений и существенное улучшение социального обеспечения пенсионеров.

Основные изменения в законодательстве

Изменения в законодательстве будут проводиться поэтапно и затронут все нормы – как прямо регулирующие пенсионное обеспечение, так и косвенно влияющие на формирование, определение и выплату государственного денежного содержания. К основным нововведениям можно отнести:

  1. Повышение пенсионного возраста.
  2. Внедрение обновлённой системы накопительной пенсии и расчёта индивидуального пенсионного капитала.
  3. Изменение бальной системы с целью приведение её норм в соответствие с требованиями Конвенции Международной организации труда, что предусматривает минимальный размер пенсии не ниже 40% от получаемой заработной платы.
  4. Введение дополнительных гарантий социальной поддержки лицам, что только готовятся стать пенсионерами, в виде повышения ответственности работодателей. Например, за увольнение таких граждан или незаконный отказ в трудоустройстве будут предусмотрены значительные штрафные санкции.
  5. Изменения порядка начисления пенсий и их индексации.

Кроме этого, пересмотрены нормы законов, регулирующие определение и правила расчёта прожиточного минимума пенсионеров (ПМП) как на федеральном уровне, так и в регионах.

Возраст выхода на пенсию

Повышение пенсионного возраста – самое резонансное нововведение первого этапа пенсионной реформы.

величение возрастного критерия вызвало крайне негативную реакцию в обществе. Однако, власти объяснили внедрение жёсткой меры:

  • увеличением продолжительности жизни;
  • соответствием международным пенсионным стандартам;
  • возможностью уже в ближайшее время повысить уровень социального обеспечения пенсионеров, что является конечной целью реформирования.

Проект закона, что предусматривает повышение возраста выхода на заслуженный отдых, в процессе его обсуждения и принятия претерпел существенные изменения. Так, согласно предложению главы государства, возраст выхода на пенсию женщин был снижен с 63 до 60 лет, а само увеличение пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин будет проводиться поэтапно до 2024 года. Кроме этого, сохранён список льготников, которых не коснётся норма, предусматривающая выход на пенсию на 5 лет позже.

Увеличение размера пенсий

Результатом повышения пенсионного возраста стало увеличение с 1 января 2019 года размера пенсии неработающим пенсионерам. Так выплаты были проиндексированы на 7,05%, что впервые превысило уровень инфляции.

С июля 2019 года вступили в силу правила, предусматривающие единый порядок исчисления ПМП в регионах. Это позволит ликвидировать проблему доплат к пенсиям. До недавнего времени региональное законодательство регламентировало доплаты с учётом уже проведённой индексации, что приводило к тому, что почти 4 миллиона лиц, пенсионного возраста или не получали надбавку или получали её в некорректной сумме.

К 2030 году планируется увеличить пенсионное обеспечение в размере не меньшим чем 2,5 прожиточных минимума.

Новая накопительная система

Действующая накопительная пенсионная система в 2020 году также будет изменена. В Правительстве РФ уже подготовлен законопроект, позволяющий сделать индивидуальный пенсионный капитал более эффективным и отвечающим современным реалиям. Так, планируется перевести систему на уровень гражданско-правового регулирование, в результате работник сможет:

  1. Отказаться от уплаты взносов, обратившись с заявлением в бухгалтерию предприятия. То есть новая накопительная система предусматривает добровольный характер.
  2. Распоряжаться накопленной суммой по своему усмотрению. В некоторых случаях такая возможность может возникнуть и до выхода на заслуженный отдых.

Кроме этого, накопленные средства подлежат страхованию, как банковские вклады, и могут быть переданы по наследству.

В статье анализируются последние изменения в законодательстве, связанные с проводимой в России пенсионной реформой.

Пенсионная реформа в Российской Федерации стартовала в 2017 году и рассчитана на семилетний срок.

Комплекс мер предусматривает изменения всей законодательной базы, регламентирующей выплату пенсионного обеспечения. Согласно разработанной правительством программе, целью реформы является улучшение благосостояния лиц, находящихся на заслуженном отдыхе.

Причины реформирования пенсионного законодательства

Реформирование пенсионного обеспечения вызвано целой совокупностью причин. Основной из них – является несоответствие действующего законодательства как социальным, так и экономическим реалиям.

Большинство законов было принято в конце 90-х и начале нулевых годов. Нормы, регулирующие выплаты пенсий, не существенно отличались от пенсионного законодательства СССР. Однако с тех пор и продолжительность жизни в РФ увеличилась, и количество пенсионеров значительно возросло. Кроме этого, внедряемые за последние пятнадцать лет изменения носили точечный характер, что вызывало общий дисбаланс всей системы пенсионного обеспечения и систематическую нехватку средств в бюджете.

В правительстве констатируют, что пенсионная реформа вызвана крайней необходимостью. Тем не менее к 2025 году обещают первые позитивные итоги проводимых изменений и существенное улучшение социального обеспечения пенсионеров.

Основные изменения в законодательстве

Изменения в законодательстве будут проводиться поэтапно и затронут все нормы – как прямо регулирующие пенсионное обеспечение, так и косвенно влияющие на формирование, определение и выплату государственного денежного содержания. К основным нововведениям можно отнести:

  1. Повышение пенсионного возраста.
  2. Внедрение обновлённой системы накопительной пенсии и расчёта индивидуального пенсионного капитала.
  3. Изменение бальной системы с целью приведение её норм в соответствие с требованиями Конвенции Международной организации труда, что предусматривает минимальный размер пенсии не ниже 40% от получаемой заработной платы.
  4. Введение дополнительных гарантий социальной поддержки лицам, что только готовятся стать пенсионерами, в виде повышения ответственности работодателей. Например, за увольнение таких граждан или незаконный отказ в трудоустройстве будут предусмотрены значительные штрафные санкции.
  5. Изменения порядка начисления пенсий и их индексации.

Кроме этого, пересмотрены нормы законов, регулирующие определение и правила расчёта прожиточного минимума пенсионеров (ПМП) как на федеральном уровне, так и в регионах.

Возраст выхода на пенсию

Повышение пенсионного возраста – самое резонансное нововведение первого этапа пенсионной реформы.

величение возрастного критерия вызвало крайне негативную реакцию в обществе. Однако, власти объяснили внедрение жёсткой меры:

  • увеличением продолжительности жизни;
  • соответствием международным пенсионным стандартам;
  • возможностью уже в ближайшее время повысить уровень социального обеспечения пенсионеров, что является конечной целью реформирования.

Проект закона, что предусматривает повышение возраста выхода на заслуженный отдых, в процессе его обсуждения и принятия претерпел существенные изменения. Так, согласно предложению главы государства, возраст выхода на пенсию женщин был снижен с 63 до 60 лет, а само увеличение пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин будет проводиться поэтапно до 2024 года. Кроме этого, сохранён список льготников, которых не коснётся норма, предусматривающая выход на пенсию на 5 лет позже.

Увеличение размера пенсий

Результатом повышения пенсионного возраста стало увеличение с 1 января 2019 года размера пенсии неработающим пенсионерам. Так выплаты были проиндексированы на 7,05%, что впервые превысило уровень инфляции.

С июля 2019 года вступили в силу правила, предусматривающие единый порядок исчисления ПМП в регионах. Это позволит ликвидировать проблему доплат к пенсиям. До недавнего времени региональное законодательство регламентировало доплаты с учётом уже проведённой индексации, что приводило к тому, что почти 4 миллиона лиц, пенсионного возраста или не получали надбавку или получали её в некорректной сумме.

К 2030 году планируется увеличить пенсионное обеспечение в размере не меньшим чем 2,5 прожиточных минимума.

Новая накопительная система

Действующая накопительная пенсионная система в 2020 году также будет изменена. В Правительстве РФ уже подготовлен законопроект, позволяющий сделать индивидуальный пенсионный капитал более эффективным и отвечающим современным реалиям. Так, планируется перевести систему на уровень гражданско-правового регулирование, в результате работник сможет:

  1. Отказаться от уплаты взносов, обратившись с заявлением в бухгалтерию предприятия. То есть новая накопительная система предусматривает добровольный характер.
  2. Распоряжаться накопленной суммой по своему усмотрению. В некоторых случаях такая возможность может возникнуть и до выхода на заслуженный отдых.

Кроме этого, накопленные средства подлежат страхованию, как банковские вклады, и могут быть переданы по наследству.

В статье анализируются последние изменения в законодательстве, связанные с проводимой в России пенсионной реформой.

Источник