Политика
328

"Не изгои". Эксперт объяснила план создать единую модель детских домов

В России планируется создать единую модель организаций для детей-сирот. Смысл реформы объяснила в интервью радио Sputnik член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Альшанская.

Вице-премьер России Татьяна Голикова поручила ряду министерств разработать единую модель организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сообщает РИА Новости со ссылкой на протокол заседания Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

В российских детских домах нередко находятся дети, которые могли бы воспитываться родителями, но при условии оказания семье дополнительных социальных услуг, такое мнение высказала в интервью радио Sputnik руководитель секции "Семья, материнство и детство" Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Альшанская.

"В стране уже несколько лет реформируется то, как дети устраиваются в детские дома. Самая ключевая проблема – то, что недостаточно мер профилактики, социальной работы с семьями, которые оказались в кризисной ситуации. Либо недостаточно предоставления альтернативных услуг, например, для детей с тяжелыми нарушениями развития, которые часто оказываются в детских домах на всю свою жизнь, а потом переходят во взрослые учреждения просто потому, что их родителям не предоставили какой-то альтернативной помощи – условно, им некуда было устроить ребенка, кроме детского дома. Вся эта история сейчас постепенно начинает меняться", – сказала она.

Вторая проблема – существование множества типов детских домов, подведомственных разным министерствам, продолжила Елена Альшанская.

"Так исторически сложилось, что организации, куда дети могли быть устроены без родителей, находились все эти годы под разными ведомствами – в системах здравоохранения, социальной защиты, образования. В итоге у нас существует около 15 типов организаций, куда может быть устроен ребенок, исходя из ситуации, возраста, группы здоровья. Поэтому, если из семьи забирали братьев и сестер, с высокой долей вероятности они могли быть разделены между собой, потому что кто-то младше, кто-то старше, а кто-то мог иметь какой-то диагноз. Все эти годы мало того, что детей забирали в учреждения вместо того, чтобы продолжать работать с семьей, их еще и разделяли", – объяснила эксперт.

Сложное организационное устройство системы детских домов во многом было связано с тем, как понимались образовательные потребности воспитанников, отметила она.

"Учреждения были очень специфическими, исходя из узких образовательных потребностей, потому что дети раньше в основном учились и проживали внутри учреждений. Но вот уже несколько лет, благодаря тому, что изменился закон "Об образовании", и благодаря тому, что изменилось то самое постановление, которое регулирует жизнь всех этих учреждений, неважно, в каком ведомстве они находятся – там черным по белому написано, что дети должны учиться снаружи, в образовательной среде вместе с другими детьми, ведь то, что ребенок потерял семью, не делает его изгоем – обучение практически повсеместно переводится во внешнюю среду. И необходимости делить детей для проживания уже нет", – считает Елена Альшанская.

По ее словам, сейчас реформа упирается в решимость ведомств договориться между собой.

"Все упирается в решимость ведомств договориться между собой, как это будет устроено, как они смогут принимать детей в свои учреждения", – полагает эксперт.

Согласно поручению Татьяны Голиковой, концепцию единой модели организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут разрабатывать Минпросвещения, Минтруд, Минздрав России, а также Роспотребнадзор при участии членов и экспертов секции "Семья, материнство и детство" Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!