Общество
47

Дед Мороз и Снегурочка: кто кого?


В национальном рейтинге туристических брендов вотчина Деда Мороза не смогла опередить вотчину Снегурочки. 

Нынешней осенью проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» отмечает свой 20-летний юбилей. 

На торжественном собрании, посвященном этому событию, заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев не жалел эпитетов, характеризуя значение проекта для нашего региона.

«Особенно важно, что проект стал всероссийским и даже международным, - считает  Васильев. – Сегодня это не только красивая сказка, но и рабочие места, культура, образование, просветительство, это политика… Во многом благодаря проекту «Великий Устюг – родина Деда Мороза» наш регион стал туристически привлекательным».  

Из этой блестящей характеристики неоспорима разве что ссылка на родовую связь вотчины Деда Мороза с политикой. Не секрет, что в конце 90-х годов прошлого века создание вотчины было предвыборным ходом партии «Отечество – Вся Россия», одним из отцов-основателей которой являлся бывший московский мэр Юрий Лужков. Тогда, на исходе ельцинской эпохи, остро встал вопрос о политических преемниках Бориса Николаевича. В этом качестве видели себя  московский градоначальник Лужков и бывший премьер-министр России Черномырдин. Первый организовал «под себя» партию «Отечество – Вся Россия», второй ответил ему партией «Наш дом – Россия», но в конечном счете оба проиграли молодому главе правительства и будущему Президенту страны Владимиру Путину, для политической поддержки которого была экстренно сформирована партия «Единство» (впоследствии – «Единая Россия»).

В качестве политического «козыря» новоявленная родина Деда Мороза не слишком преуспела: вологодские избиратели проголосовали за блок «Отечество-Вся Россия» довольно вяло, отдав предпочтение КПРФ и «Единству». Но это не лишало вологодский истеблишмент надежды на то, что великоустюгский  проект привлечет внимание туристов и инвесторов. 

Двадцать лет – немалый срок. Для примера, за это время ВВП Китая вырос почти в 15 раз, и слаборазвитое государство превратилось во вторую экономику мира (после США). Но вотчине Деда Мороза не дано столь счастливой судьбы. Несмотря на хвалебные оды со стороны властей предержащих, проект «Великий Устюг – родина деда Мороза» по сути так и не поднялся выше уровня стартапа регионального значения. 

Убедительное доказательство – рейтинг наиболее известных туристических брендов России. В первой сотне бренд «Вотчина Деда Мороза» занимает пусть и не ведущее, но относительно приличное 26-е место. Однако методика формирования этого рейтинга достаточно сложна. Если взять для сравнения наиболее доступный пониманию показатель – желание посетить регион для знакомства с данным брендом – все выглядит гораздо хуже: вотчина Деда Мороза скатывается в самый низ рейтинга, уступая не только таким признанным национальным святыням, как Кремль, Эрмитаж или озеро Байкал, но и гжельской керамике, якутской строганине и даже… пожарским котлетам. 

Но самое обидное, что по своей туристической привлекательности вотчина зимнего дедушки не смогла обойти даже родственную обитель его внучки: терем Снегурочки в городе Костроме по стремлению посетить эту достопримечательность набрал столько же баллов, сколько и резиденция Деда Мороза. При этом надо иметь в виду, что костромской проект ровно вдвое моложе вологодского: в будущем году он отметит 10-летний юбилей.

Словом, бахвальство вологодских руководителей явно преждевременно. Организаторам и исполнителям проекта «Вотчина Деда Мороза» предстоит большая работа над ошибками, чтобы обогнать Снегурочку. А там, глядишь, и пожарские котлеты с якутской строганиной окажутся нам по зубам…

Михаил Ростов