Экономика
630

Бег в мешках: падающий потребительский спрос сковывает экономику

В условиях беспрецедентных международных санкций российская экономика проявила поразительную жизнестойкость. Эксперты, дававшие нашей стране пару-тройку месяцев для полного паралича всей хозяйственной инфраструктуры, оказались посрамлены. Несмотря на массовый уход западных компаний, головокружительные прыжки курса рубля, запрет на импорт технологий, снижение экспорта нефти, газа и других ресурсов, бессрочный арест российских финансовых резервов в заграничных банках – несмотря на весь этот «ночной кошмар» предполагаемого краха все-таки не произошло.

Больше того: темпы падения российского ВВП в марте-апреле с.г. (порядка 3 процентов к январю-февралю) оказались существенно ниже, чем два года назад, когда был объявлен «ковидный» карантин (тогда ВВП провалился почти на 10 процентов). Некоторые отрасли даже нарастили объемы: строители сдали «под ключ» почти на 8 % площадей больше, чем в предшествующие месяцы, а селяне произвели на 3 % больше сельхозпродукции. 

Но не обошлось без антирекордов, равных которым не было с начала 90-х годов прошлого века. Во всяком случае, 7-кратное снижение производства автомобилей, а также 3-кратное падение производства бытовой техники – такой обвал в столь короткий период времени трудно припомнить.  

Но в случае с высокотехнологичными отраслями объяснение на поверхности: слишком  велик здесь удельный вес импортных комплектующих. Если честно,  вызывает удивление не то, что наш автопром просел разом на 700 процентов, а то, что он не остановился вообще… 

Труднее понять, с чем связаны потери, понесенные розничной торговлей, общественным транспортом, сектором услуг населению. Финансовый оборот этих отраслей в целом упал на 10%, а в самом пострадавшем сегменте непродовольственных товаров – на 17 %.   

При этом номинальная зарплата продолжает расти (по крайней мере, если ориентироваться на статотчеты). Так, по данным портала «ГородРабот.ру», в Вологодской области средняя зарплата в мае 2022-го достигла беспрецедентных 57,3 тыс. руб. Снижается и уровень безработицы: в апреле с.г. он упал ниже одного процента от общего числа трудоспособных вологжан, причем на каждого  безработного приходится аж три вакансии.

Так что работа есть, доходы растут, но покупать стали гораздо меньше. Аналитики объясняют это противоречие по-разному.  С одной стороны, отсутствие уверенности в завтрашнем дне заставляет людей больше откладывать на «черный день». С другой стороны, многие товары настолько подорожали, что выросшие доходы не могут угнаться за ростом дороговизны. Наконец, в-третьих, понятие «средней» зарплаты довольно лукаво, примерно как средняя температура по больнице. Много ли ваших знакомых имеют зарплату под 60 тыс. руб.? То-то и оно. Если взять среднее арифметическое из зарплаты директора предприятия и сменной уборщицы, то они оба вполне состоятельные люди. Но на самом деле директор не ограничен в средствах, а уборщица едва сводит концы с концами…