Привели ко мне в класс необычного ребенка - в 5 классе даже букв не знает!

мнение читателей

Да уж, за каких-то пять лет в профессии я пережила столько, что, кажется, у иных двадцатипятилетних стажистов меньше опыта. Но вот нынешний год принёс сюрприз, от которого у меня глаза на лоб полезли. Администрация школы решила, что я готова к испытаниям. В мой класс зачислили мальчика, который в пятом-то классе ещё ни писать, ни читать толком не умеет.

Поначалу я на него особого внимания не обращала. Ну, новенький да и новенький: тихий, уходит в себя — бывает с новичками. Думала, освоится потихоньку, к ребятам привыкнет, и увидим настоящий характер. К тому же никто из одноклассников его не трогал, и он сам тоже конфликтов не искал. Ну и чудесно, решила я, проблем не будет — ан нет!

Первым подошёл ко мне один учитель, намекнул поговорить с новеньким. Потом второй посоветовал присмотреться к нему получше. Оба так-то уклончиво говорили, я и не сразу поняла, к чему ведут. Думала, как обычно, про поведение или забывает что-то, но даже не подозревала, что проблема иного рода.

Вот настала пора замены, и я оказалась в собственном классе. Тут-то всё и прояснилось. Вызвала я нашего молчуна к доске: "Читай задание", а он сидит, смотрит на текст, и как будто там чего написать забыли. Ну, думаю, может нервничает бедолага, с кем не бывает. Спрашиваю, что случилось, а он молчит как партизан. Подсказал его одноклассник, тихонько так: "Ольга Ивановна, он читать не умеет". Вот тогда-то я и обалдела. В пятом классе, а читать не может даже по слогам!

После уроков решила всё прояснить. Попросила задержаться, проверить, как обстоят дела с азами образования. Смотрела, какие буквы знает, какие цифры — и дар речи потеряла. Половину алфавита не осилил, цифры едва до десяти досчитал. Выпроводила я его домой, а сама бегом к завучу и директору. "Как же так, — думаю, — вы приняли в пятый класс ребёнка, которого элементарному учить надо?"

Оказалось, они всё о мальчике знают — мол, "да, особенностей у него хоть отбавляй", но переживать не стали, решили — нормально выучится. Завуч заявила мне с улыбкой:

— Ну, вы же педагог, вот и помогите мальчику.

Я стою, недоумеваю: "А кто мне поможет-то с этим со всем?"

Но в голове уже появились идеи, как подступиться к этой нелегкой задаче, хотя иной раз и хочется просто сесть да руками развести. Надо будет с ним дополнительно заниматься. Но вот как убедить родителей и его самого? Думаю, чего гадать, и позвала на разговор одну из коллег.

— Марина, как бы ты помогла ученику, который даже азбуки не знает? — спрашиваю, надеясь, что она меня ободрит.

Она ухмыльнулась и говорит:

— Тут уж как повезёт. Главное, чтобы ребёнок сам хотел учиться. Может, на игры учебные подсадишь? Или ещё чего придумаешь! Не впервой же, знаем, плавали!


Ну и как я должна помочь этому пацану, а? Сидеть с ним и азбуку по новой учить или цифры до десяти считать? Это ж работа для младших классов, а у меня времени в обрез, да я и классный руководитель пятого, а не начальной школы. Вот и думаю, как он вообще учиться будет в пятом классе. Даже задание из учебника прочесть не может! Каким образом его в пятый класс приняли, если у него уровень начальной школы?

Оказывается, у этого мальчишки есть влиятельная бабушка, даже чересчур активная. Парень-то раньше жил с родителями, любителями выпить, а потом бабушка его забрала к себе и в школу устроила. Ей мы предлагали вернуть его в начальную школу, чтобы он хотя бы с нуля начал, ну буквы выучил там, но она чуть не пошла скандалить в департамент образования, мол, учеба по возрасту должна быть, и всё такое.

Наши администрация сдались в итоге и пустили ребёнка в пятый класс, чтобы лишних проблем не иметь с управлением образования и всякими там комиссиями. Бабушка, конечно, молодчина в своём роде — знает, как добиться своего. Думаю, дай-ка я ей наберу, попросить помочь внуку дома, ну чтоб буквы подтянул и прочее.

— Вы школа, вот вы его и учите! А то я жаловаться пойду, — ответила мне бабуля, как отрубила.

Я села и задумалась, как же на практике обучать такого ученика? Подумала, может после уроков заниматься, но у меня-то своя жизнь есть, да и на факультативы у нас денег нет. А коллеги мои что-то тоже особо инициативой помочь не горят. Вся надежда была на начальство, но и они лишь пожали плечами и сказали стараться изо всех сил.

— Оль, у тебя же столько опыта! Попробуй найти подход к мальчику, авось и получится, — сказала мне коллега.

— Да какой уж там опыт, — вздохнула я. — Одно дело — опыт, другое — если ребёнок даже не знает, как "мама" пишется. Я тут букварь придётся достать.

Пока мы планы выстраивали и советы друг другу давали, решила вдруг, что нужно попробовать новое обучение через игру.

— Анна, ты не против помочь с разработкой какого-нибудь игрового метода обучения? Может, вместе легче будет, — спросила я свою более опытную коллегу.

— Конечно! Нужно подумать. Покопаем в интернете, вдруг там что найдём, — воодушевилась она и уже потянулась за ноутбуком.

И вот так, погрузившись в поиски и обсуждения, мы решили, что найдём способ помочь нашему бедолаге. Быть может, даже получится что-то большее, чем просто навыки чтения. Главное — вера в учеников и свои силы

В рубрике "Мнение читателей" публикуются материалы от читателей.