image

В поисках настоящей России греческий путешественник нашел только Россию, которую мы почти потеряли

добрая новость
23:27
350 просмотров

 

Взаимосвязи греков и русских носят сакральный характер. Греки передали русским основу национальной культуры – православную веру. Авторы современного русского алфавита – Кирилл и Мефодий – были греками. Династические браки между самодержцами Руси и греческой Византии привели к появлению большого числа аристократических родов смешанного русско-греческого происхождения. 

Но История редко хранит верность традициям. «Распалась связь времен!» – в отчаянии воскликнул шекспировский принц Гамлет, и эти слова можно использовать в качестве девиза на все времена. Что мы сегодня знаем о Греции, кроме того, что там тепло, светло и весело? Завзятые интуристы назовут пару-тройку античных развалин. Любители классической литературы процитируют фразу из чеховской пьесы «Свадьба»: «В Греции все есть!» Знатоки истории вспомнят про правивший в Греции режим «черных полковников» – последнюю военную диктатуру в Европе. В массовом сознании образ единоверцев прочно спаян с детской скороговоркой: «Ехал грека через реку, видит грека в реке рак…» Вот, пожалуй, и все. 
Похоже, что и познания греков о современной России столь же поверхностны. Многосерийный документальный фильм «В поисках настоящей России», снятый молодым греческим актером и путешественником Димитрисом Георгиадисом, продемонстрировал это во всей красе.

Георгиадис посвятил Вологодчине почти половину своего сериала. Помимо областной столицы он побывал в Великом Устюге, Тотьме, Ферапонтове, Кириллове и других местах. В ином случае повышенное внимание к нашей малой родине могло бы только порадовать.  Но на сей раз заманчивый замысел обернулся конфузом и для автора проекта, и для героев его исследования. 

Не сомневаюсь, что этот обаятельный 30-летний парень «хотел, как лучше»: он искал настоящую Россию в исконно русских вотчинах с богатым историческим прошлым. 

Беда лишь в том, что старинная Русь – гордость и слава отечественной истории – превратилась, по меткому выражению Станислава Говорухина, в Россию, которую мы потеряли. Или, по крайней мере, очень близки к тому, чтобы потерять…

Даже в сравнительно большом городе Вологде любознательный грек не смог выйти за пределы стереотипных туристических маршрутов. Он примостился на лавочку «Посидим – поокаем», постоял у памятника букве «О», заглянул в Музей кружева и в Домик Петра, прогулялся по Соборной горке и по Пречистенской набережной, послушал блюз в исполнении вологодских музыкантов… 

Все это, конечно, интересно, кто спорит? Но каким образом все эти музейные достопримечательности характеризуют настоящую Россию? Почему в двадцать первом веке городу Вологде нечего предъявить миру, кроме достояния прошлого?

Фото: YouTube

За последние годы мы последовательно пози­ционировали себя как культурную, лесную, новогоднюю столицу; как крупный межрегиональный центр выставок, фестивалей, спортивных турниров;  как город с опережающим развитием строительной индустрии, молочной промышленности, сферы высоких технологий. В какую же черную дыру все это кануло, если автор документального фильма о Вологде совершает все тот же «круг почета» по старинным кварталам, который уже «протерт до дыр»?
При этом сюжет о Вологде – один из лучших в сериале. Здесь Россия выглядит пусть не совсем современной, несколько флегматичной, но все же по-своему симпатичной. Другие серии на вологодские темы лишены и этого достоинства. 

Особенно грустным получилось путешествие «греки через реку» в направлении Кириллова. То, что в центре этого сюжета оказался Кирилло-Белозерский монастырь, – возражений не вызывает. Всемирно известный и к тому же действующий храм – объект вне конкуренции: что для религиозного паломника, что для туристической группы, что для кинорежиссера. И если бы Димитрис Георгиадис ограничился степенными беседами с монахами и неспешной прогулкой по монастырскому подворью, все было бы приемлемо. Но пытливый молодой человек решил «копнуть глубже». И отправился в путь с местной социальной работницей, которая дважды в неделю обходит около десятка полузаброшенных деревень, где обитают один-два старых человека. Она снабжает этих новых робинзонов самым необходимым для простого выживания – хлебом, еще какими-то продуктами питания. Ошеломленный грек пытался понять, что может ждать несчастных, если его собеседница заболеет или просто уволится, не выдержав тягот и лишений своей работы? Она дипломатично уклонилась от прямого ответа: иностранец все-таки, мало ли что!

Чуть полегче на душе стало, когда дорога привела нашего грека в гости к замечательному сельскому рукоделу, строящему парусники не на верфи, а на собственном  дворе. Нельзя сказать, что его мастерство никто не ценит: он имеет высокий статус лауреата Международного фестиваля «Голоса ремесел» и обладателя денежной премии в сумме 100 тысяч рублей. Но где-нибудь в Европе такой мастер работал бы в рамках большого бизнес-проекта, удивляя и радуя своим искусством посетителей морских музеев, выполняя заказы крупных корпораций и частных лиц. У нас он делает лодки, которые передвигаются самым незамысловатым способом: их на веревках таскают по снежному насту. 

В небольшой деревушке, через которую настырный грек шел своим ходом, по колено проваливаясь в мокрые сугробы, он увидел одинокую калитку, за которой не было ни дома, ни двора. Он постеснялся спросить, что это за странная калитка в никуда? Но его взгляд в объектив был выразительнее слов: он нашел художественный образ на уровне Андрея Тарковского! Настоящая глубинная Россия, с которой когда-то начиналась огромная империя, напоминает сегодня вот эту покосившуюся калитку, которая чудом пережила и хозяев, и хозяйство...

Финал фильма открыт. Он не дает ответа, нашел ли грек свою настоящую Россию или намерен продолжать поиски. Впрочем, для нас с вами это не так важно. Димитрис Георгиадис – всего лишь путешественник, «транзитный пассажир». Это мы с вами живем на этой земле. Самое важное, чтобы мы ее наконец-то нашли и больше никогда не теряли. 

Ехал Грека. Путешествие по настоящей России. Ферапонтово